ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
Проблема мотивации сложна и многоаспектна. С одной стороны в теоретической психологии существует обилие подходов к пониманию ее природы, сущности, структуры и т.д. (В.Г.Асеев, В.К.Вилюнас, Е.П.Ильин, В.И.Ковалёв, А.Н.Леонтьев, М.Ш.Магомет-Эминов, П.В.Симонов, А.А.Файзуллаев, П.М.Якобсон, Дж.Аткинсон, К.Мадсен, Х.Хекхаузен и др.) С другой - в реальной практике по-прежнему возникают проблемы ее формирования в процессе стимулирования производительности труда. Особенно актуальным встает этот вопрос в бизнес-сферах: в профессиях так называемого социономического типа, где главным объектом труда является человек. Одной из таких наиболее распространенных сегодня является профессия менеджера.
Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. В процессе своей деятельности менеджер осуществляет обилие функций: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации сотрудников240.
Среди профессионально-важных качеств личности менеджера выделяют такие как умение стратегически мыслить, владение навыками интуитивного мышления, способность к принятию жестких, непопулярных, но оправданных ситуацией решений, стремление к сотрудничеству, коммуникабельность, самоконтроль и стрессоустойчи-

Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М. Л.Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. - 504 с.
вость, развитая рефлексия, верность профессиональному долгу, ответственность, стремление к профессиональному росту и т.д. Очевидно, что число комбинаций данных качеств с разными уровнями их развития, практически бесконечно. Вместе с тем, успеха в профессиональной деятельности достигают не все менеджеры. В большинстве случает, важным аспектом в личности профессионала является его мотивация.
Мотивация - ведущий фактор регуляции активности личности. Именно она актуализирует имеющиеся у человека психологические образования, создает внутреннюю готовность к осуществлению деятельности и обеспечивает обоснованный выбор предмета и способа удовлетворения потребности. Учитывая тот факт, что мотивация успеха в сочетании с активностью - есть субъективные условия достижения профессионального акме241, можно утверждать, что при равных ресурсах профессиональных высот достигает человек с большей мотивацией. Неслучайно в психологии управления человеческими ресурсами мотивация приравнивается к компетенциям необходимым для диагностики при профотборе и аттестации персонала.
Необходимо определить, какие мотивы являются стимулирующими высокую производительность труда. В связи с этим, целью нашего пилотажного исследования стало - выявить специфику мотивационной сферы личности успешных менеджеров, а
242
также определить мотивационные критерии производительности труда менеджеров .
В качестве методов сбора данных выступили: тестирование, анкетирование и интервью. Оценка мотивационной сферы личности осуществлялась с помощью методики для исследования уровня притязаний Ф.Хоппе, методики диагностики мотивационной структуры личности Л.А.Верещагиной и проективного интервью С.И.Ивановой, а также авторская методика для оценки удовлетворенности жизнью и работой. Для обработки данных применялись методы математической статистики (статистическое сравнение средних значений по t критерию Стьюдента, угловое преобразование Фишера - f-критерий, корреляционный анализ).
В исследовании приняли участие менеджеры различных коммерческих организаций г. Казани со стажем работы от 1 года до 20 лет. Критерием профессиональной успешности менеджера выступил «средний показатель ежемесячного выполнения производственного плана за 2008 год (в %)». По результатам анализа отчетной документации организации было выбрано 25 успешных менеджеров (средний показатель выполнения плана по группе 108%) и 25 неуспешных менеджеров (средний показатель плана - 64 %).
По анализу социально-демографических данных обнаружено следующее. Группу успешных менеджеров составляют 15 мужчин (60%), 10 женщин (40%). Одно высшее образование имеет 15 человек (60%) и два - 10 человек (40%). Средний возраст успешных менеджеров - 39 лет, а стаж - 16 лет. Группу неуспешных менеджеров составили 15 мужчин (60%), 10 женщин (40%). Высшее образование имеет 12 человек (48%) и неоконченное высшее - 13 человек (52%). Средний возраст неуспешных менеджеров составляет 26 лет, а средний профессиональный стаж - 3 года. Таким образом, группа успешных менеджеров отличается наличием высшего образования у всех членов группы, большим опытом работы и высоким средним показателем выполнения плана.
Акмеология: учебник/ под ред. А. А. Деркача.- М.: Изд-во РАГС, 2004.- 688 с. 242 По материалам дипломной работы Е.В.Никашовой под руководством к псх.н. Г.Г.Семеновой-Полях
(2008-2009).
Обнаружено, что среди мотивов успешных менеджеров преобладают общая и творческая активность, социальная полезность (при р<0,01). В число мотиваторов с общежитейской направленностью для данной группы менеджеров вошел лишь социальный статус. В то время как для менее успешных менеджеров, наоборот, важными являются мотивы жизнеобеспечения, комфорта и общения (при р<0,01), которые, по сути, направлены на поддержание жизнедеятельности и обусловлены натуральными потребностями. Итак, мотивационная структура личности успешных менеджеров характеризуется рабочей (производительной) направленностью, что способствует порождению общественно значимых материальных и духовных ценностей и детерминирует творческой развитие личности в целом.
При анализе мотивационных стратегий в поведении менеджеров с помощью проективного интервью также обнаружены различия (при р<0,001). Так 32% успешных менеджеров имеют внутренний тип референции, т. е. в деятельности чаще ориентированы на себя, имеют хороший самоконтроль, легко структурируют пространство. Тогда как в группе неуспешных менеджеров таких 12%. Для неуспешных - более характерна исполнительская позиция, т. е. внешняя референция. Баланс внутренней и внешней референции наблюдается у 68% успешных и 20% неуспешных менеджеров.
Тенденция к стремлению, готовность к новому действию наблюдается у всех успешных менеджеров (100%) и лишь у 36% неуспешных менеджеров в сочетании с тенденцией к избеганию (64%). Успешные менеджеры в деятельности всегда нацелены на результат (100%), а неуспешные в 60% случаев ориентируются на процесс. Поиск различий, новых подходов больше прельщает успешных менеджеров (100%), а неуспешных - 36%. Стремление к сходству, к компромиссу обнаруживают 64% неуспешных менеджеров.
Для успешных менеджеров в профессиональной деятельности характерен баланс процедур и возможностей (100%). Тогда как среди неуспешных - 64% менеджеров - это «шаблонные работники» (стремление к процедурам) и лишь 36% - стремятся к поиску новых возможностей решения проблем.
У всех успешных менеджеров наблюдается склонность к активности и самостоятельности. У 76% неуспешных менеджеров наблюдается склонность к активности и самостоятельности, а у 24% наоборот - склонность к пассивности и несамостоятельности. У 100% успешных и 68% неуспешных менеджеров преобладает тенденция к поиску окружения при решении проблем. 32% неуспешных менеджеров обнаруживают тенденцию к содержанию, т. е. менее ориентированы на других при выполнении работ.
68% успешных менеджеров склонны позиционировать себя в рабочих отношениях как «менеджер», 32% - как «командный игрок». Лишь 12% неуспешных менеджеров позиционируют себя как «менеджер», 56% - как «командный игрок» и 32% - как «одиночка».
Успешность в деятельности и возможность достижения профессионального акме обеспечивается также и притязаниями специалистов на фоне удовлетворенности работой и жизнью в целом. Обнаружено, что у успешных менеджеров сформирован высокий уровень притязаний (100%). Им характерно стремление к усложнению задач. В группе неуспешных менеджеров лишь у 84% был диагностирован высокий уровень притязаний, а у 16% притязания достигают среднего и низкого уровня. При этом сравнение удовлетворенности работой и жизнью показывает, что их уровень в группе успешных менеджеров значительно выше, чем у неуспешных (при р<0,01). Высокий уровень притязаний в совокупности с удовлетворенностью жизнью задают позитивный жизненный тон, который является необходимым условием эффективной работы менеджера.
Представленные различия в мотивационной структуре личности успешных и неуспешных менеджеров могут стать основанием критериев для профотбора менеджерского персонала. Среди них: мотивы - «социальный статус», «общая и творческая активность», «социальная полезность»; высокий уровень притязаний; удовлетворенность жизнью и работой. А также стратегии поведения - баланс внутренней и внешней референции, тенденция к стремлению, к различиям, ориентация на результат деятельности, сочетание процедур и возможностей, ролевая позиция «менеджер».
Однако подлинными маркерами производительности труда являются лишь показатели (в данном случае из мотивационной сферы личности), положительно коррели-
243
рующие с объективным трудовым показателем 243. Для этого был проведен корреляционный анализ и найдены взаимосвязи между показателями и «процентом выполнения плана». Обнаружено, что с ростом общей активности и удовлетворенности работой (при р<0,001), а также с увеличением творческой активности и удовлетворенности жизнью (при р<0,01) возрастает процент выполнения плана менеджеров. При этом общая и творческая активность, социальная полезность положительно коррелирует с удовлетворенностью работой (при р<0,01).
Таким образом, в процессе пилотажного исследования была выявлена специфика мотивационной структуры личности успешных менеджеров, а также обнаружены корреляты объективного показателя производительности труда менеджеров коммерческих организаций и их мотивов. В качестве статистически подтвержденных диагностических критериев (в мотивационной сфере личности), прогнозирующих успешность менеджера в труде, определены производственные мотивы (общая и творческая активность) и удовлетворенность работой и жизнью.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МАСА ГРОШЕЙ В ОБОРОТІ. ГРОШОВІ АГРЕГАТИ ТА ГРОШОВА БАЗА
Процес кредитування клієнтів банку
Где центр тяжести летящей ракеты?
Світ тісний. Снігопади, що пройшли цієї зими по всій країні, знов...
Поняття та види цінних паперів


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 997 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП