ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія метакогнітивних процесів особистості

Содержание метасистемного уровня организации психических процессов
В какой же степени и как конкретно эти выводы должны быть учтены при решении проблемы структурно-уровневой организации системы психических процессов и как они могут содействовать разработке теоретических представ-лений в данной области? Одновременно с решением данного вопроса необхо-димо рассмотреть и вопрос о том, каким объяснительным потенциалом облада-ет само понятие метасистемности, подвергнутое специальному анализу в 2.5. Является ли оно объективно необходимым и вытекающим из атрибутивной природы психического, или же оно «теоретически избыточно»? Наконец, сле-дует выяснить, в какой мере анализ проблемы структурно-уровневого строения психических процессов, осуществляемый с позиций принципа метасистемности может содействовать развитию представлений о метакогнитивных процессах?
Общетеоретическое положение, на котором базируется решение указан-ных вопросов, может быть сформулирована следующим образом. Поскольку психика в целом принадлежит к категории систем «встроенным» метасистем-ным уровнем, то этот – общий принцип ее организации должен воплощаться и в таком частном, хотя и предельно важном для ее функционирования аспекте, каковым является процессуально-психологический аспект. В свою очередь, это означает, далее что общая структура психических процессов должна воплощать в себе метасистемный принцип организации, а в целом иметь форму иерархии включающей пять основных уровней организации.
Как было показано выше, системы со «встроенным» метасистемным уровнем обладают рядом качественно своеобразных, специфических особенно-стей и закономерностей – в том числе и не вполне традиционных и «понятных на первый взгляд». Одной из важнейших среди них (а, не исключено, вообще – главной) является то, что эти системы порождают внутри самих себя такой «функциональный орган» (метасистемный уровень), который, оставаясь ча-стью системы, направлен на организацию и координацию всей этой системы как целого. Складывается ситуация, при которой часть системы в некотором смысле важнее целого. При этом крайне значимо то, что система, не переставая быть собой и не нарушая законов своей «онтологической целостности и замк-нутости », в то же время как бы оппозиционируется по отношению к самой се-бе, воплощаясь в своих важнейших характеристи ках в содержании метаси-стемного уровня. Она – система — дифференцируется посредством возникно-вения метасистемного уровня на нечто, сохраняющее все ее качественные осо-бенности, всю ее «самость» и целостность, и нечто, позволяющее «возвысить-ся» над всеми этими особенностями; в некотором смысле – воспринять систему как целое и осуществить управление ей. Метасистемный уровень обладает своеобразной «чувствительностью» к содержанию всех иных уровней системы, в которую он «встроен», а те, в свою очередь, сензитивны к управляющим, ре-гулятивным воздействиям на себя с его стороны.
Наряду с этим, следует, конечно, иметь в виду и одно из общих положе-ний теории систем в целом – фундаментальное правило структурно-уровневых описаний, существующее, в частности, в психологических исследованиях. Оно состоит в том, что уровни какой-либо целостности, будучи, разумеется, качест-венно специфическими по отношению друг к другу, в то же время, теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены; между ними существуют зако-номерные и многообразные межуровневые переходы и взаимодействия. Оно означает, в частности, что каждый последующий («вышележащий») уровень, являясь качественно своеобразным и обладая новыми особенностями, новым потенциалом по отношению к «нижележащим», в то же время сохраняет и раз-вивает некоторые базовые – наиболее значимые их особенности и закономер-ности.
Следовательно, метасистемный уровень организации психических про-цессов (если он существует) должен быть не только теснейшим образом связан с предыдущим – общесистемным уровнем их организации но и быть его непо-средственным развитием, продуктом и результатом его трансформации, про-дуктом внесения в него дополнительных качественных характеристик при обя-зательном сохранении уже имеющихся у него особенностей. Отсюда с логиче-ской необходимостью следует, что специфика (и вообще – содержание) метаси-стемного уровня организации психических процессов должна быть непосредст-венно связана с общесистемным уровнем их организации – с процессами «третьего порядка» сложности, иначе говоря — с рефлексивными процессами. Остановимся на данном положении несколько более подробно.
Как было показано выше, современные представления о структурно-уровневой картине организации системы психических процессов позволяют дифференцировать, по крайней мере, три их основных и качественно специфи-ческих уровня — уровни «первичных», «вторичных» и «третичных» процессов. Различаясь по целому ряду характеристик, они существенно различны, прежде всего, по своей структурной сложности – составу, содержанию и степени слож-ности, достигаемой в них интеграции различных психических процессов. Соб-ственно говоря, дифференциация «первичных», «вторичных» и «третичных» процессов -это и есть их «разведение» по различным уровням структурной сложности, меры полноты представленности в них основных психических процессов. Эта мера может достигать своей полноты именно в рефлексивных процессах, взятых в их сукцессивных, развернутых проявлениях. Они – эти проявления, – в свою очередь, могут принимать одну из Двух основных форм.
С одной стороны, это — своего рода «регулятивная рефлексия», аналога-ми которой являются понятия «метакогнитивного мониторинга», «метакогни-тивной включенности в деятельность», «осознаваемой Регуляции деятельности поведения», «произвольного контроля» и др. В основе этой – регулятивной рефлексии лежит, как было показано выше, синтез всей системы интегральных – специфически регулятивных процессов, образующих регулятивный инвари-ант процессуально-психологического обеспечения деятельности.
С другой стороны, это – своего рода «когнитивная рефлексия», основе которой лежит целостная иерархия собственно когнитивных процессов, но взя-тая в их «обращенности на себя». Дело в том, что, как мы показали выше, фак-тически каждый базовый когнитивный процесс имеет свой внутренний «ана-лог», свое alter ego. Все они, однако, синтезированы друг с другом с точно та-ким же «правом» и точно на таком же основании, на котором строится когни-тивная иерархия в целом. Иерархическая организация этих «внутренних» ког-нитивных процессов взятая в их полноте (то есть все эти процессы, зафиксиро-ванные на системном уровне их организации) и презентируется субъекту как процесс рефлексии. Если же активируется не вся эта система, а лишь какие-либо отдельные уровни иерархии (или даже – один из них), то приходится го-ворить не о рефлексии в целом, а об отдельных – составляющих ее – процессах: например, о «метапамяти», о «метамышлении» и др. (то есть об отдельных ме-такогнитивных процессах).
Далее, необходимо подчеркнуть, что при переходе от «первичных» к «вторичным» и затем – к «третичным» процессам, имеет место не только их структурное усложнение. Очень существенно и то, что при этом качественной трансформации подвергается и общее для всех рефлексивных явлений свойство – свойство «самопрезентированности » психического самому себе. На одном – простейшем «полюсе» локализуется относительно элементарное «самоощуще-ние» как «генетический корень» и прототипическая форма рефлексии. На дру-гом «полюсе» – сукцессивная, развернутая рефлексия, принявшая деятельност-ную форму – форму самоанализа, самопознания. Таким образом, атрибутивной чертой всех психических процессов является то, что они включают в свое со-держание, предполагают механизмы, обеспечивающие их данность реализую-щему их субъекту. Формы этой данности — репрезентации могут быть очень разными – от «ощущения наличия» какого-либо процесса, то есть от элемен-тарной чувствительности к «внутреннему содержанию», до развернутых, сук-цессированных форм рефлексии.
Таким образом, можно видеть, что «движение» от «первичных» процес-сов к «вторичным» и далее – к «третичным» – это нарастание не только их структурной сложности. Одновременно это – и эволюция фундаментального свойства психики – свойства своеобразной сензитивности «самой к себе», кото-рое, в свою очередь, обеспечивается существованием «внутренней иерархии» когнитивных процессов, точнее – их метакогнитивной иерархии. С этих пози-ций, кстати говоря, должны быть сформулированы две достаточно значимые особенности самой рефлексии.
Во-первых, понятая в широком смысле, рефлексия обладает принципи-альной гетерогенностью, поскольку может быть представлена на разных уров-нях метакогнитивной иерархии. Традиционное понимание рефлексии фиксиру-ет лишь ее наиболее развернутую форму, то есть ее представленность на выс-шем уровне метакогнитивной иерархии.
Во-вторых, само свойство рефлексивности (и процесс рефлексии как про-явление этого свойств) должно быть понято как видовое по отношению к более общему и атрибутивно присущему психике свойству самосензитивности – «чувствительности к себе», элементарные проявления которого наблюдаются уже в самых простейших сенсорных процессах. С этой особенностью, в свою очередь, тесно связана и еще одна закономерность, которая была отмечена вы-ше. Она состоит в том, что, фактически, любой психический процесс — начи-ная от простейших ощущений и кончая развитыми формами рефлексии – может выступать, реализовываться в двух основных функциях, в двух модусах. С од-ной стороны, он может быть представлен в своей исходной форме, в своем главном функциональном предназначении – то есть именно как процесс, как инструментальное средство преобразования, трансформации, «переработки» той или иной внешней и внутренней информации.
Однако, с другой стороны, не менее очевидно, что каждый процесс (впрочем, не только процесс, но и практически любая иная «составляющая» психического) – сам может выступать предметом, объектом активных транс-формационных воздействий со стороны других процессов. В этом случае он уже предстает не как активный «оператор», сколько как пассивный «операнд». И этот операнд – включая как сам факт его существования, так и особенности его содержания и динамики – отражается, рефлектируется посредством иных процессов (операторов). Тем самым, фактически, любой психический процесс может быть представлен и в качестве «оператора», и в качестве «операнда».
Таким образом, подводя промежуточные итоги проведенного анализа, можно сделать следующее заключение. Движение от «первичных» процессов к «вторичным» и далее – к «третичным» психическим процессам сопровождается их усложнением в двух основных планах. С одной стороны, усложняется состав и структура самого процессуально-психологического содержания, увеличива-ется мера их комплексности и интегративности. С другой стороны, изменяется и совершенствуется общее – родовое свойство психических процессов – их са-мопрезентированность, своеобразная «чувствительность» к самим себе и к дру-гим процессам и образованиям психики. Обе эти «линии усложнения» дости-гают максимума в рефлексивных процессах. Тем самым складывается следую-щая картина. Рефлексивные процессы, являясь «третичными» процессами (в силу сформулированных выше аргументов), соотносятся не с каким-либо от-дельно взятым метакогнитивным или метарегулятивным процессом (т.е. со «вторичными» процессами) или же с их аддитивной совокупностью, а именно с их целостной системой. В силу этого их можно и нужно охарактеризовать как общесистемные процессы психики. Рефлексия – и это известно давно, а фено-менологически репрезентируется как явления «одноканальности » сознания – не может быть реализована одновременно в двух или более плоскостях, на-правлениях она «занимает» все сознание в целом, использует весь «когнитив-ный ресурс», выступает как эквивалент онтологической целостности функцио-нирования всех психических процессов.
Вместе с тем, как показал проведенный анализ, процессам рефлексии присущи и такие атрибутивные характеристики, которые не только выходят за рамки общесистемного уровня, но даже в еще большей степени воплощают в себе особенности, присущие метасистемному уровню организации. Важней-шими из них, повторяем, являются следующие атрибутивные характеристики рефлексии:
1. Возможность своеобразного оппозиционирования по отношению к системе (психике) в целом – подобно тому, как метасистемный уровень, фор-мируясь на основе системною уровня, тем не менее, дифференцируется от него и оказывает на него управляющие и регулирующие воздействия.
2. Сензитивность — «чувствительность» рефлексивного уровня ор-ганизации психических процессов к содержанию и части чно – к структурным и операционным характеристи кам процессов иных уровней (а также иных пси-хических образований).
3. Наличие характерной для систем со «встроенным» метасис- тем-ным уровнем «инверсии» традиционных отношений «части » и «целого». В них метасистемный уровень (являющийся, строго говоря, частью всей системы) по своей значимости и роли в ее организации может превосходить всю ее как це-лое.
В результате объединения этих, повторяем – атрибутивных характери-стик рефлексии, а одновременно и метасистемности как принципа организации – оказывается возможным то уникальное и столь «загадочное» свойство психи-ки как рефлексивность. Его уникальность как раз и состоит в том, что система, не нарушая рамок своей онтологической целостности, не выходя за свои собст-венные пределы, все же определенным образом выходит за них; оставаясь са-мой собой, она одновременно «возвышается» над собой, оппозиционируется по отношению к себе.
Будучи максимально интегративной по своим механизмам и процессу-альным средствам (а значит – соотносясь с системным значением критерия-дискриминатора ), рефлексия по своему материалу, предмету содержанию есть не что иное, как отражение этой системы, оперирование с ней, то есть – по оп-ределению – выход за ее пределы. Складывается ситуация, при которой рефлек-сия как процесс образует собой, с одной стороны, системный уровень в общей структуре психических процессов – (по механизмам, процедурам, операцион-ным средствам) –_то есть именно по процессу. Но, с другой стороны, по своим результатам она же всегда и притом – совершенно объективно означает и вы-ход за этот уровень, то есть переход на иной — метасистемный уровень органи-зации. Повторяем, в этом заключается не просто какая-либо из рядовых осо-бенностей рефлексии как процесса, а ее главная характеристика и даже – самый ее механизм, эксклюзивность ее роли в организации психики.
Двойственность, точнее — двойная принадлежность рефлексии и к сис-темному, и к метасистемному уровням – основной механизм порождающих, ге-неративных свойств психического, способ «выхода за наличное». Психика тем и уникальна, что в ней – как в системе – заложен такой механизм, который по-зволяет ей преодолевать собственную системную ограниченность; постоянно выходить за свои собственные пределы, делая саму себя предметом своего же функционирования. Иначе говоря, в самой организации психики предусмотрен и реализован высший из известных уровней – метасистемный. Рефлексия же – это и есть процессуальное средство реализации данного уровня.
Таким образом, само по себе наличие у психики свойства рефлексивно-сти является – в наиболее общем плане — следствием такой ее организации, при которой в саму ее структуру «встроен» метасистемный уровень. Рефлексия же как процесс – это и есть процессуальный аспект функционирования метаси-стемного уровня, точнее – его координирующих и регулирующих взаимодейст-вий со всеми иными уровнями организации психических процессов («первич-ными», «вторичными» и «третичными»). Благодаря «встроенности » метаси-стемного уровня в структуру психики и, соответственно, – развертыванию реф-лексивных процессов как совокупности средств взаимодействия данного уров-ня с иными уровнями обеспечивается возможность существования фундамен-тального феномена (точнее – механизма), который мы условно обозначили вы-ше как механизм метасистемной обратимости. Его суть столь же проста и понятна феноменологически, сколь трудна для конкретно-научного объяснения и состоит в следующем. Благодаря ему, система со «встроенным» метасистем-ным уровнем оказывается в состоянии объективировать себя для своей же соб-ственной активности (регуляции, организации, координации и пр.). В самой системе (психике) складывается такой «функциональный орган» и такие ее ме-ханизмы, которые позволяют ее части (то есть метасистемному уровню) как бы оппозиционировать себя по отношению к ней в целом; относиться к самой себе как к «целостности ». Вследствие этого любой процесс, протекающий в психи-ке, будучи транспонированным на метасистемный уровень становится направ-ленным не на «внешнюю среду», а на внутреннее содержание психики (а часто – и сам на себя). В результате этого возникают известные явления и процессы, которые обозначаются, например как «мышление о мышлении» (метамышле-ние), «память о памяти» (метапамять), «вторичное внимание», «метакогнитив-ный мониторинг», то есть как метакогнитивные процессы, а более традиционно – как рефлексивные процессы и феномены.
Другими словами, те процессы и механизмы, которые заложены в психи-ке исходно и реализуются на всех иных (кроме метасистемного) уровнях, могут переноситься и на этот – метасистемный уровень. Но тогда они как бы оппози-ционируются и объективируются по отношению к ней; они становятся направ-ленными на всю систему психики в целом, а также на ее отдельные компонен-ты. В результате этого все внутрисистемные процессы, механизмы, закономер-ности и феномены сами становятся объектами активных воздействий со сторо-ны их же самих, а также объектом «отражения» (если использовать традицион-ную терминологию) с их стороны, но представленных на метасистемном уров-не. Очевидно поэтому, что механизм метасистемной обратимости является главным средством, обеспечивающим возможность рефлексивных процессов как таковых, возможность рефлексии как фундаментального и уникального психического феномена в целом.
На наш взгляд, рефлексия – это и есть процесс, обеспечивающий связь общесистемного уровня организации психических процессов (то есть макси-мально обобщенного уровня, на котором представлена вся их совокупность) и метасистемного уровня организации психики. По своим механизмам и процес-суальным средствам рефлексия как бы «повторяет» всю систему психических процессов (особенно – когнитивных) и воплощает ее в себе. Она – эта система является «реализатором» рефлексивных явлений и процессов.
Однако уже тот факт, что совокупность психических процессов, транспо-нируется на метасистемный уровень, означает, что их объектом, предметом (то есть тем, на что именно они направлены) становится собственное содержание самой системы психического. Следовательно, именно метасистемный уровень, его наличие в структуре психики делают возможными рефлексивные явления, рефлексивность как способность, уникально присущую человеку. Рефлексия – и в этом состоит атрибутивная, важнейшая особенность – приводит к своеоб-разному выходу за пределы» системы психических процессов; к тому, что сама эта система становится доступной для ее субъективной репрезентации и час-тичной произвольной управляемости. Психика, как мы уже отмечали тем и уникальна, что в ней как в системе – заложен такой механизм, который позво-ляет преодолевать ей свою собственную системную ограниченность; постоянно выходить за свои собственные пределы, делая саму себя предметом своего же собственного функционирования. Иначе говоря, в самой организации психики предусмотрен и реализован высший из известных уровней — метасистемный. Рефлексия же — это и есть процессуальное средство реализации данного уров-ня. Результативным проявлением данного средства выступает вся феноменоло-гия сознания, сознание как таковое. И именно поэтому сознание в его собст-венно процессуальном аспекте соотносится с высшим — метасистемным уров-нем организации психических процессов.
Наряду с этим, при рассмотрении рефлексивных процессов как процес-сов, атрибутивно связанных с метасистемным уровнем организации психиче-ских процессов в целом необходимо, на наш взгляд, обязательно учитывать и еще одну – фундаментальную их закономерность. Дело в том, что, если, дейст-вительно, система психических процессов, контролирующих и регулирующих метасистемный уровень, представлена в форме рефлексивных процессов, то ка-ким может быть и должен быть этот контроль? Какова его допусти мая мера, полнота, жесткость? В какой форме он реально представлен в организации пси-хики? При ответе на эти вопросы как раз и приходится учитывать фундамен-тальную закономерность (постоянно фиксирующуюся эмпирически и являю-щуюся феноменологически очевидной): рефлектированию, осознанию доступ-ны лишь итоговые, результативные характеристи к психических процессов, их содержание, но не сами их механизмы, не их так сказать «технология». Это, ра-зумеется, накладывает очень существенные ограничения на меру полноты и ин-тенсивности влияния метасистемного Уровня на все иные уровни организации психических процессов .
Вместе с тем, эта же закономерность и «подсказывает», как же именно метасистемный уровень все-таки регулирует и организует иные УР°вни? На ме-тасистемном уровне (то есть уровне осознания, «реф-
лективного восприятия») любой процесс представлен в его информ цион-но-содержательных характеристи ках; «внутренняя среда» – соде жание психи-ческих процессов репрезентируется как система знаний (в широком смысле, тождественном субъективному опыту в целом). Эти знания не только постоян-но рефлектируются, осознаются благодаря метасистемному уровню, но и – именно поэтому – составляют важнейшую часть его собственного содержания. Рефлексия, взятая в ее процессуальном, операциональном аспекте, – это и есть основной механизм, «канал» наполнения метасистемного уровня специфиче-ским для него содержанием, в качестве которого выступают знания как таковые (повторяем, – в широком смысле, включая все формы их спецификаций). По-этому сам метасистемный уровень в его содержательном наполнении предстает как вся система знаний субъекта о мире (как внешнем, так и внутреннем), то есть – как содержание знаний: то, что выделено в двух последних словах кур-сивом, будучи объединено, и дает понятие сознания. Иначе говоря, в своем процессуальном статусе рефлексия – это, действительно, процесс, соотнося-щийся не только с системным, но и с метасистемным уровнем; это процесс, опосредствующий и реализующий связь двух указанных уровней. Однако, взя-тая в своем результативном проявлении, именно рефлексия обеспечивает дос-туп к содержанию любого психического процесса, к системе знаний, а тем са-мым – через их агрегацию – порождает сознание как таковое.
В этом пункте анализа мы приходим к тому же выводу, который уже был сделан ранее. Согласно ему, сознание может и должно быть понято (наряду, ра-зумеется, с иными его трактовками) как все содержание метасистемного уров-ня, «встроенного» однако, в общую структуру психического. Сознание как сис-тема знаний о мире и о «себе в мире» – это и есть порожденный в ходе взаимо-действий личности с миром своеобразный его «дубликат» – модель мира как той метасистемы, в которую исходно включен, с которой взаимодействует и к которой должен адаптироваться субъект.
Таким образом, можно, по-видимому, сделать общий вывод, согласно ко-торому в структурно-уровневой организации психических процессов представ-лен еще один – очень специфический уровень – метасистемный. Он обеспечи-вается тем, что рефлексия имеет «двойную принадлежность» – и к собственно системному, и к метасистемному уровню. В своем процессуальном проявлении, по своим механизмам и операционным средствам она соотносится, прежде все-го, с системным уровнем. Однако по своим итоговым характеристикам и ре-зультативным проявлениям она лежит в основе генерации знаний как таковых, их агрегации и интеграции, а, в конечном счете, – в их репрезентации как цело-стной системы. Тем самым становится очевидным и еще одно обстоятельство. Метасистемный принцип, с одной стороны, действительно проявляется в орга-низации психических процессов как важнейшем, но все же частном аспекте ор-ганизации психики. С другой стороны, именно данный аспект является, пожа-луй, наиболее значимым для всей этой организации, поскольку именно он вплотную подводит к проблеме сознания, форм его бытия, функционального предназначения и статуса в общей системе психического. Другими словами, анализ именно процессуально-психологического содержания психики имеет, по-видимому, наибольшее значение для раскрытия метасистемного принципа организации психики в целом – как одного из базовых принципов ее организа-ции.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Содержание метасистемного уровня организации психических процессов» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: . Місце та роль комерційних банків на ринку цінних паперів. Профе...
Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування
Аудит оподаткування суб’єктів малого підприємства за спрощеною си...
ОСНОВНІ ЗАВДАННЯ ПЛАНУВАННЯ ПРОДУКТУ
Сдвинуть земной шар


Категорія: Психологія метакогнітивних процесів особистості | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1156 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП