ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія для юристів

Социальные институты
Термин «институт» (от лат. institutum — установление, устройство) имеет множество значений, хотя со временем утвердилось в основном два — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое правовое (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт наследования, институт наказания).
Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. К стержню — совокупности норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, добавились новые, сугубо социологические детали. Они углубили понимание социальных институтов как столпов, на которых покоится общество.
Социальный институт — это устойчивая форма социальной практики, включающая совокупность ценностей, норм, статусов, социальных связей, организаций, с помощью которых организуется общественная жизнь и обеспечивается стабильность общества.
Любой институт характеризуется как внешней (учреждения, организации, должностные лица), так и внутренней (ценности, нормы, стандарты поведения) стороной.
Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов — мощных инструментов выживания, выкованных миллионнолетней эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся социальном окружении.
Роль инстинктов в человеческом обществе как бы выполняют социальные институты — мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бо-. роться за существование и успешно выживать. Но не отдельному
192
ндивиду, а всему обществу. Их предназначение — удовлетво-рть важнейшие жизненные потребности коллектива.
Итак, социальная функция института — удовлетворять II потребности общества.
У каждого человека — индивидуальная комбинация по-юебностей. Фундаментальных, одинаково важных для всех, сего пять, как и пять основных социальных институтов. Это |этребности
I • в воспроизводстве рода {институт семьи и брака); I • в безопасности и социальном порядке {политические институты, государство);
I • в добывании средств существования {экономические институты, производство);
- • в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров {институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру); 1 • в решении духовных проблем, смысла жизни {институт
религии).
Г Каждый социальный институт характеризуется определенной фикцией, целью деятельности, специфическими средствами, абором статусов и присущих ему ролей.
Одним из первых дал развернутое представление о социаль-:ых институтах американский социолог и экономист Торстейн Ылен (1857—1929). Многие положения его книги «Теория [раздного класса» (1899 г.) не устарели до сих пор. Эволюция €щества — это процесс естественного отбора социальных ин-титутов. По своей природе они представляют привычные спо-обы реагирования на стимулы, которые создаются внешними вменениями.
Так, на заре истории в человеческом стаде господствовал 'ромискуитет — беспорядочные половые отношения. Он грозил йловеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их тали ограничивать запретами. Первый запрет — запрет крово-мешения. Он запрещал половые отношения между кровными ОДственниками. По существу таков первый и важнейший в ис-°рии вид социальных норм. Позднее появились и другие нор-Ц- Человечество училось выживать и приспосабливаться к ;Изни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей '^Родился, может быть, самый ранний социальный институт — 'Нститут семьи и брака.
"°Ципло| ия для юрист ой
193
Таким образом, социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое .сводом социальных норм.
Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Т. Веблен определял социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.
Отсюда и термин «институционализация», обозначающий закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.
Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр, издание журналов, монографий и учебников и т. д.
Основные институты есть в каждом обществе — от примитивного до современного, иначе это не общество. Мы можем убедиться, что понятие «социальный институт» — не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий.
Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т. п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.
Институты — постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.
Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства, охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледе*
194
ие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное произ-Ьдство, безлюдные цехи. То же самое можно сказать о полити-|ских институтах, религии, образовании.
Таковы фундаментальные институты. Внутри них скрываются рлее мелкие образования. Их тоже называют институтами, но |лько неглавными, неосновными. Что они собой представляют?
У каждого главного института свои системы наработанных йрактик, методов, приемов, процедур. Так, экономические ин-мтуты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как ашита частной собственности, профессиональный подбор, ренка труда работников, маркетинг и т. д.
Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в ка-|пичестве, крещения, исповеди, монашества, епископата и
и относящихся к основному институту религии.
Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты адвокатуры, присяжных, судебного контроля за аре-рми, президентства и т. д.
Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система Ьства, находятся институты отцовства и материнства, родовой яести, побратимства, имянаречения и т. д.
Итак, в рамках главных институтов находятся неглавные, неосновные институты — частные социальные практики либо обычаи. Например, целибат и кровную месть с равным правом ршо называть либо традицией, либо устоявшейся практикой, то Ьругое верно, так как определяя основной институт, мы уже фпочали в него и социальные практики, и обычаи. JB отличие от основного института неосновной выполняет •циализированную задачу (например, институт представители Президента России или институт наставничества в СССР), ■гуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаме-■>ную потребность. Важнейший институт — собственность — ^Веблен возводил к потребности или склонности человека к ;оперничеству.
ТЬбщая черта основных и неосновных институтов — выпол-■мые функции (см. табл.). Функцией социального института ■ем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Стало функционирование означает очень простую вещь — приносить обществу пользу.
ТФункции бывают явные, если они официально заявлены, осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты ■лаз, не заявляются.
195
Таблица 10.1. Функции и структурные элементы основных институтов общества
1
Функции Институты Основные роли Физические черты Символические черты
Рождение и Семейно- Отец Дом Кольца
воспитание брачные Мать Обстановка Обручение
детей Ребенок Контракт
Добывание Экономические Работодатель Фабрика Деньги
пищи, одеж- Наемный Офис Торговля
ды, жилья работник Магазин Марка
Покупатель Реклама
Продавец
Поддержание Политические Законодатель Общественные Флаг
законов, Субъект права здания и места Кодекс
правил и Хартия
стандартов
Содействие Религиозные Прихожанин Собор Крест
соборным Священник Церковь Алтарь
отношениям, Библия
углубление Коран
веры
Социализа- Образование Учитель Школа Диплом
ция людей, Ученик Колледж . Ученая сте-
приобщение Студент Учебник пень
к базисным
ценностям
культуры
К явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.
Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. Например, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим — завязать знакомства или уклониться от службы в армии.
Наличие латентных функций показывает, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальные институты» з дисципліни «Соціологія для юристів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Збір за видачу дозволу на розміщення об’єктів торгівлі та сфери п...
Врахування забезпечення при визначенні чистого кредитного ризику
Інвестиційний клімат держави
Странный карандаш
Суть проблемних позичок та причини їх виникнення


Категорія: Соціологія для юристів | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 913 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП