ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ
С методологической точки зрения будем различать два явления: концепцию (учение) модернизации как широкое научное движение, начавшееся в XIX в., и теорию модернизации как узкое явление, характеризующее научные модели, созданные в середине XIX в., а также три этапа в становлении идеологии и концепции модернизации: классический (XIX в, — первая четверть XX в.), современный (середина XX в.) и постклассический (конец XIX в. — начало XXI в.). На первом этапе были заложены предпосылки социологической модели модернизации, на втором — сформулирована сама теория, для третьего характерны ее критика и попытка ревизии.
Учение, или концепция, модернизации описывает переход от традиционного к индустриальному обществу, теория модернизации призвана объяснить

то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь индустриально-капиталистической стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Постклассические воззрения описывают модернизацию как многополярное и поликультурное явление мирового масштаба, указывают разные способы вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система уже посткапиталистического образца.
Корни теории модернизации специалисты видят в классической социологии. В свое время этот процесс анализировался Марксом через противопоставление «первичной» (архаической) и «вторичной» общественных формаций, традиционных естественных, непосредственно личных отношений — и отношений отчужденных, материально-вещных, опосредованных разделением труда и товарным обменом. Конт анализировал этот процесс через противопоставление военного и промышленного общества, Дюркгейм — через дихотомию механическая —органическая солидарность, Вебер — через понятие «рационализация», Теннис — «общность и общество».
Возникновение «современности» подробно проанализировал М. Вебер'3. Логически завершенное определение современного общества через его сравнение с традиционным дано в работах Т. Парсонса|4.Описывая черты совре-
13 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.
14 Parsons Т. The Social System. Glencoe, 1964.
867
менного общества (рыночная экономика, верховенство закона, достижитель-ная ориентация индивида и т.д.), К. Поппер обобщил все это под названием «открытое общество»15.

Сегодня понятно, что в рамках классической социологии были проанализированы, что называется, генеральные тренды модернизации, общая направленность изменений, которая характеризуется переходом от жестких социальных структур, неформальных статусов, сословной иерархии, натурального хозяйства, авторитарных политических режимов, локальной замкнутости к демократии и рыночному обществу, социальной анонимности и открытому обществу, индустриальному прогрессу и классовой, а затем социально-групповой системе.
Тем не менее рождение собственной теории модернизации произошло в середине XX в. Выдающийся вклад в развитие теории модернизации внесла статья У. Ростоу «Этапы экономического роста: Некоммунистический манифест», опубликованная в 1960 г. Согласно его воззрениям, переход от традиционного к современному индустриальному обществу возможен только на пути экономических преобразований, роста массового потребления и развития институтов западной демократии. Одной из центральных фигур в современной теории модернизации является Сирил Э. Блэк. В своем учебнике16 он рассматривал модернизацию как приспособление традиционных институтов к новым функциям, вытекающим из беспрецедентного возрастания роли знаний, как широкомасштабный процесс интеллектуальной трансформации. Политическая перестройка общества создает прослойку лидеров, способных мобилизовать человеческие ресурсы для экономического подъема и убедить нацию в необходимости проводить непопулярные реформы. Бережливость и капиталовложение являются энергетическим ресурсом для экономической трансформации. Социальная трансформация общества сопровождается не только изменением его социальной структуры и общественных институтов, но и повышением контроля за окружающей средой, быстрой урбанизацией, углублением общественного разделения труда и специализации. Наконец, психологическая трансформация поддерживает этику индивидуализма, стремление к саморазвитию личности, философию успеха.
Если сравнивать классический и современный периоды развития теории модернизации, то можно видеть причины того, почему во времена Маркса и Вебера не мог появиться термин «модернизация». Классики социологии застали эпоху первоначального накопления, сегодня называемую первичной модернизацией, исторически совпавшую с процессом генезиса западноевропейского капитализма. Тогда первый этап модернизации еще не был завер-
? Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 8-9, 210-218.
" Black С. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History. N.Y., 1966.
868
шен, он ограничивался частью Западной Европы и к нему не присоединились остальные страны. Сегодня картина прояснилась. Оказалось, что модернизация — это не региональное, а глобальное событие; стало быть, социологам надо сравнивать разные общества, отмечать не только позитивные, но и негативные явления.
Современная теория модернизации отражает новый процесс, получивший название вторичной, или догоняющей, модернизации. Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т.е. прямое заимствование (или насаждение) западноевропейской либеральной культуры без учета специфики страны-реципиента. По сути такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной организации «универсальными» (западными) формами.
Распространение во второй половине XX в. модернизации на незападные страны и ее первые успехи на азиатском континенте заставили социологов осмыслить это явление во всем его многообразии, построить целостную теорию модернизации. Это этап в развитии концепции модернизации, назовем его вторым, разворачивался в атмосфере некоторой приподнятости и эйфории. Однако в 1970—80-е гг. в разных регионах мира стали проявляться сбои в работе налаженного механизма модернизации. Росло недовольство теми способами, какими западная культура прививалась, насаждалась или внедрялась в незападном мире.
В течение 40 лет после Второй мировой войны ни одна из развивающихся стран, несмотря на гигантские усилия и оптимистические заверения США, не приблизилась к развитой западной державе. На роль очередного канди-
Врезка
Модернизация — добро или зло?
Сегодня на эти вопросы пытаются ответить ученые многих стран. Никого не обошли стороной проблемы модернизации. В 1960-70-е гг. считали, что индустриальный мир делает добро, помогая отсталым странам тем, что: 1) увеличивает урожайность благодаря распространению фермерства и сельскохозяйственных машин; 2) создает запасы наличных денег; 3) формирует рынки дешевой рабочей силы. Хотя авторы проектов оказания международной помощи не были закоренелыми этноцентристами и, скорее всего, исходили из добрых побуждений, они смотрели на традиционное общество глазами западного бизнесмена. Жителей слаборазвитых стран в плановом порядке заставляли обучаться новым ролям, профессиям, овладевать непривычной для них фермерской техникой. Ожидали больших изменений. Однако позитивных сдвигов не произошло. Запасы наличных денег побудили правительства этих стран к активному выходу на мировой рынок. Но экспорт дешевого сырья — сахара и кофе — сбил мировые цены и принес странам третьего мира убытки. Механизация сельского хозяйства и переход к фермерству вытеснили из деревни мелких производителей.
Производство прибрали к рукам крупные монополии. Цены на сельхозпродукцию подскочили, а в город потянулись потоки безработных аграриев. Не прижились и демократические институты власти. Они противоречили традиционной культуре аборигенов. Усилились сепаратистские устремления. Африка стала дробиться на множество племенных союзов, требующих государственного суверенитета. Возросло число гражданских войн и межэтнических конфликтов. Когда в отсталые общества, пребывающие на стадии огородничества, внедрили плуг, роль женщины в производстве пищи и на местном рынке резко упала. Ее экономическая власть уменьшилась, а власть мужчины возросла. Женщина стала больше заниматься домашним хозяйством, рожать и воспитывать детей. Желаемого для западных культурологов равенства полов не наступило. Женщину освободили в одной сфере, но закабалили в другой. Таким образом, западный вариант модернизации усугубил положение женщины в традиционном обществе и не улучшил материального положения большинства населения.
Адаптировано по источнику: Hess В.В., Mark-son E.W., Stein P.J. Sociology: Forth edition. N.Y., 1991. P. 60-62.
869
дата в страны «золотого миллиарда», который, как казалось, уже догнал или даже обогнал Запад, выдвигались Бразилия, Мексика, Иран, Индия, Нигерия и др. Обычно все это кончалось национальными банкротствами, военными переворотами и бунтами бедноты. Правда, небольшая кучка людей успевала сказочно разбогатеть на нефти, экспорте природных ресурсов либо разворовывании иностранных займов.
В 1970-е гг. школа модернизации начинает переживать кризис, а в 1980-е формируется альтернативное ей направление, представленное колониальной


школой и школой анализа мировых систем. Начинается третий этап в развитии концепции модернизации. Первая школа опиралась на опыт бывших колоний, а вторая — на опыт развития незападных страны. Та и другая критически оценивали прежние достижения теории модернизации как на научном, так и на практическом фронте. Некоторые авторы полагали, что политика США, лидера нынешней модернизации, ничего хорошего странам «третьего мира», вставшим на этот путь, не принесла. Напротив, вместо желаемого процветания Латинская Америка стоит у порога экономического краха, там углубляются нищета и социальное неравенство, возрождаются отсталые формы эксплуатации. В своих книгах «Мировое накопление: 1492—1789 гг.» и «Колониальное накопление и развивающиеся страны» А. Франк доказывал, что за четыре последних столетия развитые страны Запада использовали механизмы модернизации, чтобы еще больше усилить свое господство и колонизировать «третий мир». Насаждая капиталистическую модель экономики, США и Европа не учитывают национальные особенности стран-реципиентов. Работы Франка послужили отправной точкой для кросс-культурных исследований мировой истории И. Валлерштайна, многотомный труд которого «Современная мировая система» отразил влияние колониальной школы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Шляхи активізації інвестування
Особливості організації аудиту в агропроми-словому комплексі Укра...
ОСОБЛИВОСТІ ІНФЛЯЦІЇ В УКРАЇНІ
КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ РИНКОВИХ ПЕРСПЕКТИВ ІННОВАЦІЙНОГО ПРОДУКТУ
МЕТОДИКА ПРОЕКТУВАННЯ ЦІН НА БУДІВЕЛЬНО-МОНТАЖНІ РОБОТИ ТА ОКРЕМІ...


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 593 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП