ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Банківська справа » Сучасні банківські системи

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Рассмотрим вначале механизм регулирования банковской деятельности в США. Банковская система США функционирует в течение нескольких десятилетий и практически уже сформировалась. Кроме того, опыт развития финансово-кредитных институтов США изучается и анализируется во всем мире.
Прежде чем начать какую-либо деятельность на финансовом рынке, любое финансовое учреждение должно быть зарегистрировано в обязательном порядке и получить соответствующую лицензию. Кредитные организации США могут быть зарегистрированы как юридические лица либо в правительстве штата (на штатном уровне), либо в федеральном правительстве (на федеральном уровне). Именно существование как национального (федерального), так и регионального органов (агентств), регистрирующих коммерческие банки в США, называется двойственной банковской системой. В общем большой разницы нет, где был зарегистрирован как юридическое лицо коммерческий банк: в федеральном агентстве или агентстве штата. Коммерческие банки, зарегистрированные в федеральном агентстве, должны включить слово «национальный» (или «национальная ассоциация») в свое фирменное наименование и должны входить в состав как Федеральной резервной системы, так и Федеральной корпорации страхования депозитов.
Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) — государственная организация в США, осуществляющая страхование банковских депозитов, контроль и регулирование деятельности банков, которая страхует все виды депозитов в банках за счет фонда страхования депозитов, образуемого путем ежегодного отчислениями банками 1/12 процента от общей суммы на их счетах. ФКСД входит в национальную систему государственного регулирования американских банков наряду с ФРС и управлением валютного контроля министерства финансов. Она контролирует деятельность банков штатов, не являющихся членами ФРС США.
Банки, зарегистрированные в агентствах штатов, не могут использовать слово «национальный» в своем наименовании и им не обязательно нужно быть членами ФРС или ФКСД. Но в реальной жизни большинство банков стремится войти в состав ФКСД, так как благодаря этому они завоевывают уверенность своих клиентов в том, что их вклады и денежные средства будут возвращены при любом стечении обстоятельств. Да и большинство штатов в США требуют у коммерческого банка для его регистрации как юридического лица соответствующего сертификата, полученного от ФКСД (удостоверяющего членство в ФКСД). К концу 1996 г. только 1/3 всех коммерческих банков США совершала свои операции на основе лицензий, полученных в Федеральном агентстве. Однако это наиболее крупные банки, и их активы насчитывают более половины всех активов коммерческих банков страны.
Коммерческие банки по сравнению с другими финансовыми институтами США являются самыми жестко регулируемыми финансовыми учреждениями государственными органами и очень сильно ограничены в развитии своей филиальной сети законами разных штатов. Правительство каждого штата вправе по-своему, своими нормативными актами, регулировать банковскую деятельность на своей территории.
Большинство банков США, имеющих свою филиальную сеть, являются маленькими по сравнению с банками мира развитых стран. За исключением некоторых «жизненно важных банков», коммерческие банки США не имели права открывать свои филиалы с предоставлением всех видов финансовых услуг, как и у головного банка, более чем в одном штате. Именно поэтому в настоящее время в США действует большое количество коммерческих банков. В некоторых штатах банкам разрешено открывать свои филиалы только на определенном территориальном участке, определенном удалении от своего головного банка. Однако в 1994 г. Конгресс принял закон, по которому коммерческим банкам разрешено открывать свои «полносервисные» филиалы более чем в одном штате после июня 1997 г.
Количество филиалов, обладающих правом предоставления всех видов финансовых услуг головного банка, значительно увеличилось в последнее время. Если в 1920 г. в США действовало менее чем 1500 филиалов коммерческих банков, то к концу 1999 г. насчитывалось около 55000 таких филиалов. Все эти тенденции, происходящие в банковской сфере, отражают другие изменения в стране: увеличение численности населения в провинциях страны; либерализацию законов, касающихся разрешения открытия коммерческих банков; более жесткие и ограничительные требования для создания нового коммерческого банка по сравнению с требованиями для открытия филиалов банка; совершенствование банковских технологий и коммуникационных систем; усиление банковской конкуренции в борьбе за клиентов путем более доступных и удобных отделений и филиалов, так как по закону США банкам запрещено вести конкурентную борьбу, изменяя процентные ставки ниже разрешенного законом минимально допустимого уровня.
Коммерческие банки США могут заниматься банковской деятельностью либо независимо, либо в составе какой-либо холдинговой компании. Холдинговые компании используются в банковской деятельности прежде всего для: 1) увеличения гибкости и приспособляемости коммерческих банков (так как через холдинговые компании можно открывать филиалы банков более чем в одном штате, в то время как это запрещено делать банкам, действующим независимо); 2) увеличения доступности к капиталу (особенно для небольших банков в штатах, где можно открыть только один «полносервисный» филиал); 3) уменьшения риска посредством диверсификации. К концу 1998 г. около 3/4 всех банков страны принадлежало различным 5500 холдинговым компаниям. Активы этих банков составляли примерно 90% всех банковских активов страны. Начиная с 1933 г., деятельность банковских холдинговых компаний регулируется федеральным правительством. В 1956 г. Акт о банковских холдинговых компаниях ограничил деятельность тех холдинговых компаний, которые владели двумя и более коммерческими банками (запрет на ведение деятельности, не связанной с финансами; запрет на расширение деятельности посредством поглощения банков в тех штатах, где это запрещено законом). Именно поэтому, начиная с 1960 г., количество холдинговых компаний, владеющих одним банком, значительно увеличилось. К 1970 г. холдинговые компании, владеющие одним банком, осуществляли свою деятельность, кроме финансовой, в 100 различных отраслях промышленности, производства и торговли (сельского хозяйства, транспорта, розничной торговли и т. д.). В 1982 г. был принят закон, в соответствии с которым банковским холдинговым компаниям разрешалось приобретать разорившиеся банки и ссудосберегательные ассоциации в других штатах, и, кроме того, некоторые штаты разрешали затем на базе этих ассоциаций создавать коммерческие банки. К 1994 г. каждый штат США принял закон, позволяющий банковским холдинговым компаниям других штатов приобретать банки у себя в штате. Крупные банковские холдинговые компании США действуют и на международном рынке. Всему миру известна деятельность холдинговой компании Ситикорп, в которую входит крупнейший банк страны — Ситибэнк. Ситикорп является крупнейшей банковской холдинговой компанией страны и владеет одновременно четырьмя крупнейшими ссудосберегательными ассоциациями. Более половины ее депозитных ресурсов и половина ее кредитных ресурсов размещена за пределами США. Развитие банковских холдинговых компаний в стране имеет свои плюсы и свои минусы. Противники развития холдинговых компаний утверждают, что они уменьшают или прекращают конкуренцию, плохо обслуживают клиентов (не принимают во внимание характерные черты каждого типа клиентуры), и их деятельность очень рискованна. И наоборот, те, кто поддерживает деятельность холдинговых компаний, утверждают, что они способствуют развитию банковской сферы, усиливают мощь коммерческих банков и расширяют перечень услуг, предлагаемых клиентам.
Коммерческие банки США функционируют за рубежом в трех основных формах: посредством открытия филиалов, дочерних компаний и корпораций, представляющих специальные филиалы и дочерние предприятия фирм США и иностранных фирм, действующих в США и занятых, прежде всего, в международной банковской и финансовой деятельности. Сейчас 120 банков США имеют около 775 филиалов и дочерних предприятий за границей с размером активов более чем 500 млрд долларов. В США действует около 700 филиалов и дочерних компаний иностранных банков.
Около 65% всех филиалов и 85% всех их активов было сосредоточено в таких финансовых центрах страны, как Нью-Йорк и Калифорния. 11 из всех иностранных банков, действующих в США, относятся к числу 100 крупнейших банков страны и большинство из них принадлежат финансовым структурам Японии. Некоторые ученые и финансовые аналитики нередко подчеркивают, что самым существенным индикатором ослабления позиций коммерческих банков США по сравнению с банками других развитых стран мира является уменьшение количества банков США среди крупнейших банков мира.
Имеет ли существенное значение размер активов банка? Японские банки по размеру активов являются самыми крупными банками мира. Но если мы будем рассматривать их деятельность с позиции прибыльности (рентабельности), то можно будет сделать следующий вывод — не всегда прибыльность кредитной организации зависит от размера ее активов. К 1991 г. 4 из 10 самых прибыльных банков мира среди 300 крупнейших коммерческих банков были кредитными организациями США. В то же самое время самый прибыльный японский банк занимал среди 300 банков лишь 109-е место.

Как уже было сказано выше, финансовый сектор США — самая жестко регулируемая государством отрасль экономики. В стране принят ряд основных законов банковской деятельности, соблюдение которых жестко контролируется, и в случае их нарушения — применяются самые решительные меры.
Национальный валютный и банковский акт (1863/64). Первый основной федеральный закон в банковской системе США. Закон регламентирует порядок открытия и регистрации кредитных организаций в стране, порядок инспектирования их деятельности (по крайней мере один раз в три года), порядок открытия банками филиалов и дочерних предприятий.
Федеральный резервный акт (1913). Создание Федеральной резервной системы. Сначала ее главной задачей было — служить кредитором последней инстанции для коммерческих банков страны и обеспечить стабильность финансового рынка. До 1980 г. ФРС предлагала свои услуги коммерческим банкам совершенно бесплатно.
Эм-си Фадден-Пеппер акт (1927) — закон о деятельности банков, зарегистрированных федеральными органами власти. Закон установил, что данные банки обязаны подчиняться не только федеральным законам, но и законам тех штатов, в которых они занимаются финансовой деятельностью
Банковский акт (1933) — один из самых важных законов банковской деятельности в США, закон, отделивший коммерческую и инвестиционную банковскую деятельность друг от друга. Коммерческим банкам, базирующимся на операциях с ценными бумагами, стало запрещено заниматься привлечением депозитных ресурсов.
Создание Федеральной корпорации страхования депозитов. Основной целью создания данной организации было убедить общество в том, что их сбережения и вклады будут возвращены полностью в случае банкротства кредитной организации (если она является членом ФКСД), и предотвратить волну банкротств коммерческих банков. Создание ФКСД очень сильно критиковалось. Противники ФКСД утверждали, что с ее созданием коммерческие банки стали заниматься более рисковыми операциями, так как правительство все равно гарантировало выплату вкладов вкладчикам, а вкладчики перестали тщательно изучать деятельность банков с точки зрения рискованности их операций, так как они надеялись на защиту ФКСД.
Акт о банковских холдинговых компаниях и его поправки (1956, 1966, 1970) — с его применением все коммерческие банки, создающие холдинговые компании для поглощения других банков или развития небанковской деятельности, должны получить одобрение (согласие) от ФРС.
Акт о банковских слияниях и его поправки (1960, 1966) — закон, установивший порядок слияния коммерческих банков. Любое слияние, в соответствии с законом, должно быть одобрено органами, зарегистрировавшими присоединяющиеся банки (федеральными или штатными). ФКСД также начала деятельность по контролированию слияний банков, входящих в ее состав.
Законы о социальной ответственности (1960, 1970, 1980) — данные законы установили порядок обслуживания клиентов коммерческих банков, все права клиентов банка, всю информацию, которую банки должны предоставлять своим клиентам, и т. д.
Акт о депозитных институтах (1982) — закон, внесший следующие изменения в деятельность коммерческих банков США:
1) сберегательным депозитным институтам дали небольшое преимущество перед коммерческими банками при привлечении депозитных ресурсов посредством установления официальных минимально допустимых процентных ставок по депозитным вкладам;
2) банкам и другим депозитным институтам разрешили открывать «Hay» счета правительству, также физическим лицам и некоммерческим ассоциациям. «Нaу» счет — счет, владелец которого имеет право при уведомлении за 30 дней выписывать «обращающиеся приказы об изъятии» и использовать их для платежей наравне с чеком, то есть это разновидность счета, занимающего промежуточное положение между сберегательным и текущим счетами;
3) национальным банкам увеличили лимиты по ссудам до 15%, разрешая им предоставлять ссуды размером до 15% капитала банка, и, если ссуды полностью обеспечены, банкам разрешено увеличивать кредитный риск на одного заемщика до 25%.
После волны банкротств банков и других финансовых учреждений страны в США также был принят ряд законодательных актов, увеличивающих полномочия ФКСД в области контроля за банковской деятельностью, усиливающих контроль за деятельностью инвестиционных банков и банковских холдинговых компаний. В настоящее время коммерческим банкам США не разрешается заниматься страховой деятельностью (за исключением страхования жизни), предлагать брокерские услуги при продаже недвижимости, предлагать брокерские услуги по ценным бумагам и др.
Одной из самых горячих линий регулирования банковской деятельности остается международная банковская деятельность. В 1991 г. ФРС получила право закрывать иностранные коммерческие банки, действующие в США, если они не соответствуют тем требованиям, по которым контролируется деятельность кредитных организаций страны.
Современная банковская система России существует лишь несколько лет, и поэтому в России регулирование банковской системы, в отличие от США, носит скорее всего временный характер. Тем не менее ряд российских нормативных актов, регулирующих банковскую сферу страны, принят в соответствии с международными нормами банковского дела.
Основными законами в России, регулирующими деятельность коммерческих банков, являются Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Банковская деятельность регулируется также рядом статьей Гражданского кодекса и Конституцией Российской Федерации.
В российском законодательстве термин «коммерческий банк» практически не используется, а используется термин «кредитная организация». При этом кредитная организация определяется как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции. А банк определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.
Российское законодательство к банковским операциям относит:
— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
— размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
— осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
— выдача банковских гарантий.
Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций имеет право осуществлять следующие сделки:
— выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательства в денежной форме (факторинговые операции);
— доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами (трастовые операции);
— предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
— лизинговые операции;
— оказание консультационных и информационных услуг.
Для осуществления банковских операций и других сделок в иностранной валюте кредитной организации необходимо иметь соответствующую лицензию Банка России. Кредитной организации в России запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, хранение и иные операции с ценными бумагами, а также вправе осуществлять доверительное (трастовое) управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. Любая кредитная организация при осуществлении банковских операций обязана предоставить по требованию физического или юридического лица лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.
Уставный капитал кредитной организации состоит из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Для приобретения учредителем более 5% акций (долей) кредитной организации требуется уведомление об этом Банка России, более 20% — предварительное согласие Банка России.
Учредителями кредитных организаций не могут быть государственные органы, общественные и религиозные организации, специализированные фонды. Вкладом в уставный капитал могут быть:
— денежные средства в рублях и иностранной валюте;
— материальные активы.
Кредитная организация обязана оплатить в месячный срок весь размер уставного капитала, объявленного ею. Не могут быть внесены в уставный капитал кредитной организации нематериальные активы (в том числе аренда помещения) и ценные бумаги. Доля материальных активов в уставном капитале не должна превышать 20% в первые два года работы организации и составлять не более 10% в последующие годы. Неоплата или неполная оплата уставного капитала кредитной организации в установленный срок, использование учредителями привлеченных средств для оплаты своих заявленных взносов, нарушение порядка формирования уставного капитала, неудовлетворительное финансовое положение любого из учредителей в период оплаты уставного капитала являются основанием для аннулирования решения о государственной регистрации кредитной организации.
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия.
В российской практике существуют следующие виды банковских лицензий:
— лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения средств физических лиц);
— лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);
— лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
— генеральная лицензия.
Действующие банки, ходатайствующие о расширении круга выполняемых ими операций путем получения соответствующей лицензии, должны иметь: устойчивое финансовое положение, в течение последних 6 месяцев выполнять обязательные резервные требования, экономические нормативы, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом. Для получения лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов банки должны иметь собственные средства (капитал) в размере, эквивалентном 5 млн ЭКЮ, лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения средств во вклады) и действовать на рынке не менее 2 лет. Для получения генеральной лицензии банк должен иметь право на выполнение всех банковских операций, располагать капиталом в размере 5 млн ЭКЮ и положительным заключением проверки подразделения инспектирования Банка России, завершенной не позднее чем за три месяца до представления документов в Главное управление Банка России. Генеральная лицензия не расширяет круга выполняемых банком операций, но дает право открывать филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли) кредитных организаций-нерезидентов.
В России в настоящее время начался процесс децентрализации капитала, который выражается в переливе капитала из финансовых центров страны (Москвы и Санкт-Петербурга) в регионы путем открытия филиалов и представительств коммерческих банков. Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций. Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции. Причем филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.
Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам в России создан Федеральный фонд обязательного страхования вкладов. Функции и задачи этого фонда схожи с функциями и задачами Федеральной корпорации страхования депозитов, функционирующей в США. Участниками Федерального фонда обязательного страхования вкладов являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Кроме того, банки имеют право сами создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов своим клиентам и выплаты доходов по ним.
Деятельность каждой кредитной организации в России подлежит обязательной ежегодной проверке аудиторской организацией. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки. В данное заключение входят сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, качестве управления кредитной организацией и др.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ» з дисципліни «Сучасні банківські системи»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит розрахункових і кредитних операцій. Мета й завдання аудитор...
АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ. СУТТЄВІСТЬ ПОМИЛОК
РЕГІОНАЛЬНІ МІЖНАРОДНІ КРЕДИТНО-ФІНАНСОВІ ІНСТИТУЦІЇ
Еволюція стандартів стільникового зв'язку
Омоніми, омофони, оморфми і омографи


Категорія: Сучасні банківські системи | Додав: koljan (01.04.2012)
Переглядів: 966 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП