ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ АСИММЕТРИИ. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕВОРУКОСТИ
Происхождение леворукости традиционно связывается с действи-
ем трех групп факторов: средовых (в том числе культурных), генети-
ческих и патологических. В соответствии с первыми условия среды,
общественные традиции и система воспитания задают преимуществен-
ный выбор ведущей руки. До недавних пор считалось, что леворукие
составляют в среднем 5% населения. Однако в разных регионах на-
блюдаются определенные различия в частоте леворукости.
По некоторым данным, частота встречаемости «латерального фенотипа»,
оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных

349 различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий.
Так, среди коренного населения северо-востока России (эскимосы, чукчи, ко-
ряки и др.) значительно чаще встречается «правополушарный фенотип», для
которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимо-
действии полушарий [8]. Предполагается, что увеличение доли левшей и
амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптималь-
ной адаптированности к жизни в тех условиях. Возможно, большая доля ле-
воруких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятель-
ством, что давление культурных традиций, направленное на преимуществен-
ное использование правой руки, в указанном регионе всегда было слабее,
чем в средней полосе России. Высказывается также точка зрения, что «пра-
вополушарный фенотип» вообще более характерен для популяций, близких
природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу [67],
Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответ-
ственно используют для письма левую руку [293]. В то же время 6,5%
детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США
(где давление в сторону использования правой руки ослаблено), пред-
почитают левую руку [283]. Среди японских школьников 7,2% не яв-
ляются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра уве-
личивается до 11% [403]. До недавних пор во многих странах существо-
вала практика переучивания леворуких детей. По мере ослабления
давления со стороны среды число пишущих левой рукой заметно уве-
личивается, вплоть до 10-12% [312].
Существенная роль средового опыта в определении рукости, каза-
лось, подтверждается тем фактом, что у младенцев ведущая рука не
обнаруживается. Однако известно, что относительно позднее проявле-
ние признака не означает его средовую обусловленность. При изучении
рукости приемных детей, усыновленных в младенчестве, было также
показано, что приемные родители (в отличие от биологических) ока-
зывают мало влияния на установление ведущей руки у детей [196].
Одним из подходов к решению этой проблемы является разработ-
ка конкретных генетических моделей, объясняющих возможность пе-
редачи рукости от поколения к поколению. Экспериментальные дан-
ные для построения генетических моделей получают в основном в
семейных исследованиях рукости, в том числе при изучении прием-
ных детей, а также в близнецовых исследованиях.
Первые семейные исследования рукости дали основания предполо-
жить, что сегрегация по этому признаку происходит по закону Менделя.
В результате была предложена простая генетическая модель, в соответ-
ствии с которой предполагалось, что рукость определяется действием
одного гена, имеющего две различные формы (два аллеля): один аллель
R — доминантный, кодирует праворукость, второй l — рецессивный,
кодирует леворукость. Ребенок, унаследовавший аллели R от обоих ро-
дителей, будет праворуким, равно как и ребенок с генотипом Rl (R— от
одного из родителей, l — от другого). Леворукими будут дети с геноти-
пом ll, которые унаследовали аллель l от обоих родителей.

350 Эта модель, однако, не может объяснить тот факт, что, по раз-
ным данным, от 45 до 54% детей двух леворуких родителей являются
праворукими. Модель предсказывает, что все дети таких родителей
должны быть леворукими, поскольку единственный аллель, который
леворукие родители могут передать своим детям, это аллель l. Пред-
принимались попытки усовершенствовать данную модель введением
понятия пенетрантности, В частности, предлагалось считать, что ма-
нифестация рецессивного гена зависит от случайных факторов, а воз-
можно, и от действия других генов.
Более сложная модель была предложена Дж. Леви и Т. Нагилаки
[315], Они предположили, что рукость является функцией двух генов.
Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет
контролировать речь и ведущую руку. Аллель L определяет локализа-
цию центров речи в левом полушарии и является доминантным, а
аллель l — локализацию центров речи в правом полушарии и является
рецессивным. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять
речевое полушарие — на своей стороне (ипсилатеральной) или про-
тивоположной (контрлатеральной). Контрлатеральный контроль ко-
дируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный — рецессив-
ным аллелем с. Индивид с генотипом LlCC, например, будет правшой
с центром речи в левом полушарии. У индивида с генотипом Llcc
центры речи также будут расположены в левом полушарии, но он
будет левшой. Эта модель предполагает, что рукость конкретного че-
ловека связана с характером его межполушарной асимметрии и ти-
пом двигательного контроля. Ключевым допущением данной модели
было предположение, что позиция руки при письме (прямая или вы-
вернутая/инвертированная) может служить фенотипическим прояв-
лением специфического генотипа. Индивиды, использующие инвер-
тированное положение руки при письме, с точки зрения авторов, не
имеют перекреста пирамидного тракта, т.е. для них характерен ипси-
латеральный тип организации моторного контроля. Напротив, инди-
виды с обычной (прямой) позицией руки при письме в строении
пирамидного тракта имеют перекрест, который приводит к ипсилате-
ральному контролю.
В последние годы модель Дж. Леви и Т. Нагилаки неоднократно
подвергалась критике. Было показано, что она вступает в противоре-
чие с некоторыми фактами. Например, клинические данные, полу-
ченные у 131 пациента, не дают основания считать, что существует
связь между положением руки при письме и локализацией центра речи,
определяемой по пробе Вада. Известно также, что многие левши мо-
гут использовать для письма как прямую, так и инвертированную
позицию руки. Кроме того, модель не получила должного статисти-
ческого подтверждения в семейных исследованиях [196].
Для точного установления специализации полушарий по отношению к
речи используют метод Вада — избирательный «наркоз полушарий». В одну

351 из сонных артерий на шее (слева или справа) вводят раствор снотворного
(амитал-натрий). Каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полу-
шарие, поэтому с током крови снотворное попадает в соответствующее по-
лушарие и оказывает на него свое действие. Наибольшие изменения в рече-
вой активности наблюдаются тогда, когда под воздействием оказывается по-
лушарие, в котором локализован центр речи.
Помимо этого были предложены и другие модели наследуемости
леворукости (табл. 16.1).
Известный английский психолог М. Аннет [184, 185] на протяже-
нии двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель
латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Леви и
Нагилаки. Она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют
ген, который называется фактором «правостороннего сдвига» (rs+).
Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с
левополушарной локализацией центров речи. При его отсутствии и
наличии пары его рецессивных аллелей (rs—) человек может стать как
правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств (например,
от условий внутриутробного развития).
В соответствии с гипотезой М. Аннет, в человеческой популяции
существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распрос-
транением доминантного гена «правостороннего сдвига» и его рецес-
сивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов
распространяется не только на рукость (правшество или левшество),
но и на церебральное доминирование, т.е. общее доминирование того
или иного полушария головного мозга. Она считает, что выбор пред-
почитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной
латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерали-
зации непосредственно, то наиболее простым оказывается использо-
вание косвенных способов, среди которых ведущее место занимает
оценка рукости.
М. Аннет разработала своеобразный тест, позволяющий оценить
степень использования руки, — тест перекладывания колышек. В этом
тесте испытуемый должен перекладывать колышки из одной ячейки в
другую, причем ячейки расположены на двух параллельных панелях,
Поскольку он выполняет это задание на время и поочередно левой и
правой рукой, постольку, сравнивая результаты, можно оценить раз-
личия в эффективности действия одной и другой рукой. Таким обра-
зом, показателем мануальной асимметрии здесь служит время выпол-
нения теста: доминирующая рука работает быстрее. Используя глав-
ным образом этот тест, она провела многочисленные исследования
мануальной асимметрии у детей и подростков с нарушениями рече-
вого развития (в частности, с дизлексией) и у здоровых в связи с
успешностью выполнения разных тестов на умственное развитие. Эти
исследования позволили М. Аннет сделать некоторые весьма суще-
ственные дополнения к ее теории.

352 Таблица 16.1
Модели наследуемости леворукости (по данным разных авторов)
Автор, год
публикации
Тип модели Основные Варианты
фенотипов
М. Аннет
(М. Annett)
1964
генетическая
однолокусная
(диаллель-
ная) R и l
аллель R — правору-
кость
аллель l — леворукость
праворукие (гено-
типы RR, Rl)
леворукие (гено-
тип ll)
Дж. Леви,
Т. Нагилаки
(J. Levy,
Т. Nagylaki)
1972
генетическая
двулокусная
четырехал-
лельная
аллель L — центр речи
в левом полушарии
аллель l — в правом
аллель С — контрлате-
ральный контроль ру-
кости
аллель с — ипсилате-
ральный
восемь феноти-
пов, различаю-
щихся по локали-
зации центра
речи, ведущей
руке и позиции
руки
М. Аннет
(М. Annett)
1978, 1985,
1995
генетическая
однолокусная
диаллельная
rs+ и rs—
аллель rs+ — сдвиг ла-
терализации вправо
аллель rs— — ситуатив-
ная детерминация ру-
кости под влиянием
эпигенетических фак-
торов
при rs+ rs+ (гено-
типах: rs+ rs—)
праворукие инди-
виды
при генотипе
rs—rs— как право-
рукие, так и лево-
рукие (пропорции
могут варьировать)
И. Макманус
(I. McManus)
1985
генетическая
однолокусная
диаллельная
D и С
аллель D — правору-
кость
аллель С — ситуативное
определение рукости
под влиянием эпигене-
тических факторов
аллель D не доминан-
тен по отношению к
аллелю С
100% DD
75% DC
50% СС
индивиды с веду-
щей правой рукой
К. Леланд и
др. (К. Laland
et al.)
1995
генотип-
культурная
модель
генетическая передача
происходит по модели
И. Макмануса
культурные влияния
смещают генетическую
диспозицию в том или
ином направлении
рукость индивида
определяется:
1) его генотипом;
2) фенотипом ру-
кости его родите-
лей

23-1432 353 Предполагается, что ген правого сдвига приводит к развитию асиммет-
рии, тормозя в раннем онтогенезе развитие, во-первых, височной области
(planum temporale) в правом полушарии, во-вторых, левой заднетеменной об-
ласти коры в левом полушарии. Благодаря этому левая височная область
получает возможность преимущественного участия в процессах фонологи-
ческой обработки, а правая заднетеменная — в процессах зрительно-про-
странственного анализа.
В соответствии с такими представлениями гомо- и гетерозиготные
состояния гена правого сдвига могут привести к существенным изме-
нениям в особенностях функционирования каждого полушария, при-
чем наибольшими преимуществами в когнитивной сфере будут обла-
дать гетерозиготы по этому гену (табл. 16.2). Гомозиготы по доминант-
ному гену (rs+) будут испытывать особенно сильный эффект сдвига,
Таблица 16.2
Прогнозируемые эффекты латерализации на основе теории
«правостороннего сдвига» [по: 185]
Выборки Уровни анализа
I II 111
1. Генетический:
генотип га— — rs+— rs++
распространенность
(в популяции)
18,5% 49% 32,5%
2. Церебральный:
преимущество левого
полушария
отсутствует умеренное сильное
дефицит функций пра-
вого полушария
отсутствует умеренный сильный
3. Когнитивный:
вероятность нарушений
фонологических спо-
собностей
присутствует отсутствует отсутствует
вероятность нарушений
зрительно-простран-
ственных способностей
отсутствует умеренная сильная
4. Поведенческий:
доминирование правой
руки
отсутствует умеренное сильное
процент людей, пишу-
щих левой рукой*
34% 8% 1%
* Примечание. Проценты вычислены отдельно для каждой из трех выборок, имею-
щих генотипы rs— —, rs+— , rs+ +.

354 следствием которого на поведенческом уровне явится слабость левой
руки, вероятно, объединяемая с некоторым ущемлением функций
правого полушария (например, пространственных способностей). При-
сутствие гена rs+, с точки зрения Аннет, вообще отрицательно ска-
зывается на пространственных способностях. Гомозиготы по рецес-
сивному гену (rs—), напротив, образуют группу риска в отношении
развития речевых навыков, в частности фонологических. Эксперимен-
тальные доказательства преимущества гетерозигот были установлены
при изучении некоторых академических достижений.
Теория М. Аннет получила широкую известность и является пред-
метом серьезных дискуссий. Например, в 1995 г. целый номер журнала
(Current Psychology of Cognition. V. 14. No 5) был посвящен ее коллек-
тивному обсуждению. При этом теория имеет как сторонников, так и
критиков.
Мишенью критики служат основные позиции теории: идея сба-
лансированного полиморфизма и преимущество гетерозигот по гену
правого сдвига. Например, Ф. Бриден [216], рассматривая предполага-
емые пропорции распространения в популяции генов rs+ и rs—, кото-
рые, по данным Аннет, проявляются в особенностях когнитивного
дефицита, отмечает несоответствие между постулируемыми теорией
и реально существующими фактами нарушений в когнитивном функ-
ционировании. Он, как и И. Макманус с соавторами [336], считает
целесообразным выделение двух измерений латерализации — направ-
ления и степени — и придерживается точки зрения, что эти измере-
ния могут иметь разную генетическую детерминацию.
Наряду с теорией Аннет разрабатываются и другие генетические
модели латерализации. К их числу относится, например, генетическая
модель И. Макмануса [335]. Его модель, однако, по многим позициям
очень близка к модели Аннет, Макманус постулирует существование
одного гена D, который предопределяет праворукость, второй ген С
определяет не леворукость, а ситуативный вариант становления веду-
щей руки. Кроме того, допускается существование гена-модификато-
ра, локализованного в Х-хромосоме и влияющего на половые разли-
чия в лево-праворукости. В отличие от Аннет, Макманус не касается
особенностей когнитивного функционирования, т.е. он не распрост-
раняет действия генов D и С на когнитивные функции.
Как уже отмечалось, высказываются предположения, что ману-
альная асимметрия может иметь полигенную природу. Однако поли-
генные модели латерализации, которые были бы также детально раз-
работаны, как теория М. Аннет, отсутствуют [обзор: 196]. Например, в
соответствии с одной из них предполагается, что умеренная степень
латерализации представляет собой видоспецифическую норму, при
этом допускается, что полигенная гомозиготность ведет к дестабили-
зации развития, которая проявляется в значительном числе наруше-
ний развития, включая шизофрению, аутизм, некоторые физические

23* 355 аномалии, в том числе крайние сдвиги в ту и другую сторону от ви-
доспецифически предопределенной умеренной праворукости [269,456].
Однако с этих позиций трудно объяснить, каким образом в антропо-
генезе возникли генетически детерминированные механизмы латера-
лизации. В контексте простых генетических моделей этот вопрос ре-
шается легче, поскольку можно допустить изменение или появление
одного-двух новых генов в эволюции.
Признано, что функциональная асимметрия мозга, как и левополушарное
доминирование, — уникальная, специфическая особенность мозга человека,
возникшая в антропогенезе в связи с появлением речи и праворукости. Можно
говорить о преобладании левого полушария и осуществлении им контроля
двигательных функций у животных. Однако латеральный контроль двигатель-
ных функций у животных динамичен, и его латерализация может смещаться в
зависимости от обслуживаемой функции [15]. По некоторым предположени-
ям склонность к преимущественному использованию правой руки возникла в
первобытных популяциях, когда их члены еще не имели генетически обуслов-
ленного превосходства в использовании той или иной руки. Эволюционные
события, определившие появление ведущей руки, произошли, по-видимому,
уже после отделения человека как вида от его ближайшего родственника —
шимпанзе [312].
Как следует из вышеизложенного, несмотря на значительное чис-
ло исследований в этой области, в настоящее время нет общеприня-
той генетической модели, объясняющей феномены латерализации руки
и центров речи. Имеются также факты, которые трудно объяснить
всеми генетическими моделями. Речь идет, в первую очередь, о при-
близительно одинаковом сходстве МЗ и ДЗ близнецов по показателям
мануальной асимметрии [обзор 196]. Эти данные нередко привлека-
ются как доказательство отсутствия генетической детерминации ру-
кости. Однако, как отмечает Д. Бишоп, возможность ситуативного оп-
ределения рукости под действием эпигенетических факторов (модели
Аннет и Макмануса) позволяет отклонить это возражение. Есть еще
одно любопытное наблюдение, касающееся наследуемости ведущей
руки у близнецов. Родители, у которых отсутствует явно выраженная
праворукость, с большей вероятностью рождают близнецов.
М. Аннет, чтобы объяснить отсутствие существенных различий между МЗ
и ДЗ близнецами по показателям мануальной асимметрии, допускает также,
что проявление гена правостороннего сдвига у близнецов по сравнению с
одиночнорожденными снижено на 33-50%.
На этом весьма противоречивом фоне сформулирован ряд кри-
териев, которым должны удовлетворять генетические модели руко-
сти [312, 335]. В соответствии с этими критериями модель должна
объяснять следующие факты: 1) соотношение рукости родителей и
детей в таких пропорциях: приблизительно 90, 80 и 60% детей при
родительских сочетаниях правый/правый, правый/левый, левый/
левый должны быть праворукими; 2) невозможность предсказать

356 рукость ребенка на основе рукости его братьев и сестер, а также при-
близительно равную степень конкордантности МЗ и ДЗ близнецов по
рукости; 3) существование различий частот рукости в разных геогра-
фических регионах, которые прослеживаются весьма отчетливо, хотя
все человеческие сообщества преимущественно праворуки. Кроме того,
модель должна объяснить, какие механизмы лежат в основе установ-
ления рукости в онтогенезе. Последний пункт не может получить обо-
снования в рамках чисто генетических моделей рукости. Вместе с тем
средовые модели рукости не могут объяснить первые два положения.
Иной, недавно сформулированный подход связан с предложени-
ем ввести генотип-культурную, коэволюционную модель установле-
ния рукости [312]. Она базируется на трех положениях: 1) существую-
щее разнообразие по преобладанию руки не определяется генетичес-
ким разнообразием; 2) индивидуальные различия между людьми по
этому признаку возникают в результате взаимодействия влияний куль-
туры и условий развития; 3) генетические влияния сохраняются, по-
скольку рукость выступает как необязательная (факультативная),
приобретаемая в онтогенезе черта. Таким образом, авторы модели ис-
ходят из того, что вариации рукости не определяются только генети-
ческими факторами; иначе говоря, все индивиды, независимо от про-
исхождения, имеют общий генотип, обусловливающий преимуще-
ственное использование правой руки. Тем не менее, поскольку эта
склонность однозначно не предопределяет праворукость, некоторая
часть популяции становится леворукой. Решающую роль здесь играют
родители: они существенно повышают склонность детей к праворуко-
сти (если они оба правши) или не менее ощутимо понижают ее,
будучи левшами. Авторы модели ограничиваются анализом только ру-
кости, не касаясь проблем полушарной специализации и роли гено-
тип-культурных факторов в ее становлении.
В заключение следует сказать, что существующие ныне модели
функциональной латерализации касаются только установления веду-
щей руки и до некоторой степени доминирования полушарий. При
этом они совершенно не учитывают такого явления, как профиль ла-
теральной организации, и не включают в анализ всех возможных ас-
пектов латерализации функций. В связи с этим можно добавить еще
одно требование к полноценной генетической модели латерализации:
она должна предусматривать возможность описания и объяснения всех
аспектов функциональной латерализации и специализации мозга.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ АСИММЕТРИИ. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕВОРУКОСТИ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Структура системи пейджингового зв’язку
Поняття та види банківських інвестицій
Пароніми
Склад кредитного портфеля
Індивідуальні та інституційні інвестори


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (05.02.2012)
Переглядів: 1381 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП