ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Спрос и предложение. Поведение потребителя
Теория спроса может быть изложена как теория поведения по-
требителя (покупателя). Спрос на рынке - это наши потребности, кото-
рые мы удовлетворяем, покупая блага. Каким образом наши потребно-
сти превращаются в определенную величину спроса? Как из множества
благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвеча-
ет
теория поведения потребителей
. В этой теории формулируется об-
щая модель поведения потребителя.
Поведение потребителя
- это процесс формирования рыночного
спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом сущест-
вующих цен. Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть вы-
бор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вку-
сов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.
Предпочтения потребителя
- это признание преимуществ ка-
ких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ луч-
шими по сравнению с другими. Предпочтения являются субъективны-
ми. Субъективными также являются и оценки полезности каждого вы-
бираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его
предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и
его доходом. Так же, как и в масштабах экономики, ресурсы индивиду-
ального потребителя ограничены. Практическая неограниченность по-
требностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к не-
обходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необхо-
димости
потребительского выбора
.
Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потре-
бительского выбора связано с законом убывающей предельной полезно-
сти.
Полезность блага
- это удовлетворение, которое испытывает че-
ловек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различ-
ные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.
В экономической теории предполагается, что потребитель блага
каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага,


54

а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из них. Этот
выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть прино-
сить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворе-
ния.
Потребляя разные количества одного и того же блага, замечаем,
что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение получа-
ем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый
съеденный нами беляш в курсантской чайной приносит нам наибольшее
удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, тре-
тий еще меньшее. Этим также руководствуется потребитель, покупая
различные количества благ. В теории данная закономерность получила
название
закона убывающей предельной полезности
.
Предельная полезность
любого блага представляет собой вели-
чину дополнительной полезности одной дополнительной единицы по-
требляемого блага.
Закон убывающей предельной полезности предполагает зависи-
мость между увеличением количества потребляемого блага и дополни-
тельной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличе-
нием количества потребляемых благ общая величина полезности благ
(совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как
каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся ве-
личину полезности.
Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с
увеличением количества потребляемого блага предельная полезность
блага уменьшается. Принципом убывающей предельной полезности
руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор,
который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и
при данном доходе потребителя.
Таким образом, можно кратко сформулировать некоторые прин-
ципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения:
- выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется
своими предпочтениями;
- поведение потребителя является рациональным, в частности он
выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то
есть действует в рамках разумного эгоизма;
- потребитель стремится максимизировать совокупную полез-
ность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который
приносит ему наибольшую общую величину полезности;
- на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности
покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;
- при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами
благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным.
Модель поведения потребителя
представляет собой связанные
между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, вклю-
чающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности,
закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.


55

Изложенная выше модель поведения потребителя является про-
стейшей. Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. На-
пример, трудно представить, что, съев два беляша, потребитель мыс-
ленно определил количество полученного удовлетворения; более того,
он вряд ли думал о максимизации полезности в данном случае. Тем не
менее эта упрощенная модель поведения потребителя является очень
полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том
числе и то, от чего зависит спрос на товары.
По существу, теория поведения потребителя - это теория потре-
бительского выбора. В изложенной выше модели поведения потребите-
ля были сформулированы важнейшие принципы этого выбора. В даль-
нейшем рассмотрим некоторые положения этой теории более подробно.
В частности, остановимся на понятии бюджетного ограничения и по-
требительского набора.
Основным способом регулирования производства в современной
рыночной экономике является
рыночный механизм
, представляющий
собой такую форму организации хозяйства, при которой производители
и потребители на конкурентной основе взаимодействуют через рынок
для решения своих задач. В основе экономического анализа функцио-
нирования рыночного механизма лежат такие категории, как цена;
спрос; предложение; конкуренция. Эти категории являются элементами
рыночного механизма
.
Для понимания рыночной экономики данные
элементы имеют первостепенное значение.
Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют
спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим после-
довательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.
Спросом (demand)
называется количество товаров и услуг,
имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по
определенной цене независимо от того, действует он рационально или
под влиянием окружающей социальной среды.
Спрос на какой-либо продукт
представляет собой спрос в от-
ношении какой-то отрасли экономики. Практика показывает наличие
значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовле-
творения запросов потребителей. Все виды продукции обладают раз-
личной степенью взаимозаменяемости. Комбинированная продукция
отрасли может рассматриваться как
товар

или

благо
. Однако общим
критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной от-
расли могут служить определенные признаки (форма, качество, степень
рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что това-
ры удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на
взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от
одного продукта к другому.
Следовательно, механизм рынка позволяет
удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.

Рыночный спрос на товары может быть
индивидуальным
и
со-
вокупным
.


56

Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь
товара А. Предположим, что при цене $ 30 за одну условную единицу
покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене $ 10 - 3 еди-
ницы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен мо-
жет быть представлена графиком, изображенным на рис. 3.3.
Анализируя полученный график, легко заметить, что между ры-
ночной ценой и количеством реализованного товара существует опре-
деленная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на
него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание
спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние
цен и объема продукции А на определенный момент времени. Данная
кривая иллюстрирует
закон изменения спроса
. Она имеет отрицатель-
ный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить боль-
шее количество благ при меньшей цене.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Спрос и предложение. Поведение потребителя» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Факторинг
Як наростити тИЦ без щомісячних платежів
Мешканці верхніх поверхів старіють швидше, ніж їх сусіди знизу
СВІТОВА ТА МІЖНАРОДНА ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ
СИСТЕМИ АВТОМАТИЗОВАНОГО ПРОЕКТУВАННЯ ПРОДУКЦІЇ


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 1154 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП