ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Восприятие ситуации
Психологи, занимающиеся проблемой социального познания, ищут ответы
на главные, с их точки зрения, вопросы: какие социальные факторы оказывают
влияние на процесс познания (социальная обусловленность процесса позна­
ния) и какова степень этого влияния; как человек «работает» с социальной
информацией (анализ самого процесса познания социальных объектов); как
эти процессы реализуются на уровне обыденного сознания, когда «простой
человек» познает социальный мир (Андреева, 1997).
Применительно к обсуждаемой нами теме — поскольку мы пришли к вы­
воду, что важнейшим фактором возникновения конфликтов является вос­
приятие ситуации как конфликтной, — важно было бы понять, как человек
воспринимает и анализирует ситуацию, сложившуюся в его отношениях с
людьми, по каким признакам оценивает ситуацию как конфликтную и какие
факторы на это влияют.
Ответить на эти вопросы совсем не просто. Такой «объект», как социаль­
ные ситуации, даже не всегда включается исследователями в область соци­
альной перцепции, занимающуюся восприятием социальных объектов, а по­
нимание того, как человек воспринимает ту или иную социальную ситуацию
(прежде всего в отношениях с другими людьми), часто подменяется изучени­
ем того, как он воспринимает окружающих его людей (что является отраже­
нием наибольшей «продвинутости» именно проблематики восприятия людь­
ми друг друга).
Однако, как подчеркивают исследователи, если мы привыкли в своих на­
учных построениях разделять социальный мир на людей и ситуации, это не
означает, что «наивный» здравый смысл также организован вокруг таких
единиц социальной категоризации, как «люди» и «ситуации». В серии иссле­
дований (Н. Кантор) было показано, что описания ситуационных прототи­
пов, выполненные испытуемыми, включают характеристики и людей, и их со­
циального поведения, типичного для этих ситуаций. Отсюда авторы делают
вывод, что наиболее богатые, жизненные и полезные социально-когнитивные
структуры, скорее всего, сложны по своей природе и представляют собой не­
кие «амальгамы обобщений», формирующиеся применительно к «людям-в-
ситуациях» (Cantor, Mishel, Schwartz, 1982).
Например, в ходе одного эксперимента студентов просили как можно бы­
стрее представить себе (сформировать образы) или различные типы людей,
или различные типы «людей-в-ситуациях», или различные ситуации, опира­
ясь на некоторые общие ориентиры. Образы людей могли включать такие
компоненты, как физический облик, личностные характеристики, мнения,
аттитюды, убеждения и типичное поведение, действия и интеракции, пред­
принимаемые человеком. В соответствии с инструкцией предполагалось,
что образ ситуации может содержать информацию о вещах типа физической
обстановки и окружения, этикета, ожиданий и правил, регулирующих пове­
дение человека в данной ситуации, действий и интеракций, осуществляемых "| 94 Часть II. Феноменология конфликтов
в ситуации. Относительно образа «человек-в-ситуации» говорилось, что это
может быть физический облик человека, поведение, действия и интеракции,
которые он осуществляет, а также способ, которым он думает и/или чувству­
ет в данной конкретной ситуации.
Выяснилось, что образы «человека-в-ситуации» не только оказываются
более полными, но и формируются гораздо быстрее, чем изолированные об­
разы человека. На основании этого авторы делают вывод, что сложные прото­
типы «человек-в-ситуации» могут быть центральными в повседневном кате­
гориальном знании «наивного» наблюдателя о людях и ситуациях. «В голо­
ве» человека есть знание и о людях, и о ситуациях, просто прототипы людей
более доступны для понимания и поэтому чаще используются, чем структуры
знаний о ситуациях. Возможно, преимущественная ориентация на личност­
ные черты связана с тем, что именно они воспринимаются как наиболее на­
дежная основа для предсказания поведения других (Fiske, 1993). Это означает,
что, по-видимому, знание о ситуациях обычно встроено в персонологические
термины.
Что означает на языке социальной психологии познания восприятие си­
туации как конфликтной? Это означает, что, оценивая конкретную ситуацию
через ее сравнение с образцами различных ситуаций социального взаимодей­
ствия, имеющимися в его опыте, человек относит ее к категории «конфликт».
Категоризация — это способ систематизации индивидом окружающей сре­
ды в соответствии с потребностью в уменьшении ее субъективной сложности.
Дж. Брунер еще в 1958 году писал: «Наиболее очевидным обстоятельством...
является то, что восприятие или регистрация объекта или события в окру­
жающей среде включает в себя акт категоризации» (Tajfel H., 1980, р. 114).
Социальная категоризация — это «процесс упорядочения окружающей среды
в терминах категорий, т. е. через группировку людей, объектов и событий так,
как если бы они были подобны или эквивалентны одно другому в их отно­
шении к индивиду», а ее значение определяется тем, что, по выражению
Г. Тэджфела, «социальная категоризация лежит в сердце здравого смысла,
повседневного знания и понимания» (там же, р. 107).
Особая роль категоризации связана с тем, что объект восприятия (идет ли
речь о ситуации или социальном явлении, человеке или предмете) оценива­
ется и наделяется тем или иным смыслом в зависимости от своей категори­
альной принадлежности. Тем самым категоризация становится основой даль­
нейших действий, их регулятором. Образующиеся категории — это активные
конструкции, основа, на которой базируется повседневное социальное взаи­
модействие. Как и любой акт категоризации, социальная категоризация име­
ет два аспекта — индуктивный и дедуктивный, соответственно отражающие
приписывание объекта или события к определенной категории на основе
имеющейся информации и создание заключений о природе объекта или со­
бытия на основе свойств категории.
Таким образом, на основе категоризации и интерпретации социальных си­
туаций индивид создает собственные «когнитивные соответствия» этих си-Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 1 95
туаций. При этом «ситуационные модели», по мнению ряда авторов, являются
«личностно окрашенными», будучи скорее образами «человека-в-ситуации»,
а не самой ситуации.
Применительно к конфликтам это означает, что социальный прототип кон­
фликта будет представлять собой такую же «амальгаму», сочетающую харак­
теристики людей и их социального поведения, типичного для данных ситуа­
ций. Другими словами, описание конфликтной ситуации также скорее будет
напоминать прототип «люди-в-ситуациях».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Восприятие ситуации» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Технічні засоби захисту інформації
Антоніми
Технологічний процес розробки і просування сайтів
Ліцензування банківської діяльності
Держава як суб’єкт інвестування


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 719 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП