ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТИПОМ КОРОНАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ГОДИЧНЫМ ЦИКЛОМ И УСПЕВАЕМОСТЬЮ СТУДЕНТОВ
Адаптация к комплексу факторов, специфических для умственной и физической деятельности, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс, сопровождающийся значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов (3). Вместе с тем, остаются недостаточно изученными вопросы, касающиеся выявления взаимосвязи между успешностью деятельности и индивидуальными психофизиологическими особенностями учащейся молодежи, что и послужило предпосылкой для настоящего исследования.
Экзаменационная сессия формирует выраженную психоэмоциональную реакцию у студентов (9,11). Большинство из них испытывают ярко выраженное эмоциональное напряжение накануне и в период сдачи экзаменов, сохраняющееся в течение определенного времени и после него (2). Эмоциональное напряжение, развивающееся во время экзаменов, вызвано актуальной мотивацией, за которой стоят социальные мотивы -стремление продолжить обучение в вузе, ответственность, престижность. Кроме того, ситуация экзамена предполагает исходную неопределенность, заключающуюся в неуверенности в получении необходимого результата: сдача экзамена, определенная оценка (8,12).
К числу факторов, увеличивающих риск получения нежелательных оценок, относится и то, что многие студенты не проявляют должного усердия в процессе текущих занятий в учебном семестре, а в период экзаменационной сессии в авральном порядке стремятся освоить огромный учебный материал за весьма короткий период, зачастую ценой пренебрежения рациональной организацией труда и отдыха, нарушения естественного физиологического режима (3).
Наибольшая подверженность стрессу характерна для людей поведенческого типа «А» (коронарный тип). Они склонны к неадекватной оценке стоящих перед ними задач и поспешности в принятии решений (13,14). Поведение типа А и обладание личностными особенностями этого типа является фактором риска психоэмоционального дистресса. Ядром личности типа А является доминирующая мотивация первенства и социальной конкуренции. На поведенческом уровне для личности этого типа характерно яркое проявление напряженности, амбициозности, активности, несдержанности в чувствах, напористости и нетерпеливости в достижении цели. При встрече с препятствиями на пути к цели такая личность проявляет не только настойчивость, но и агрессивность (7).
Стресс, сопровождающий рождение человека, начинающийся за несколько месяцев до родов и заканчивающийся в первые недели постнатальной жизни, повторяется ежегодно по механизму импринтинга. У человека существует индивидуальный (эндогенный) годичный цикл (ИГЦ), который не зависит от календарного года, а определяется периодом времени от одного дня рождения до следующего (10). В определенные периоды этого цикла происходят подъемы или спады работоспособности, заболеваемости, риска оперативных вмешательств, числа осложнений и смертности от различных, в том числе сердечно-сосудистых, заболеваний (1).
Однако изучение влияния типа коронарного поведения и ИГЦ на успеваемость студентов г. Владивостока только начинается (6). Между тем, анализ распространенности личностей типа А среди студентов и его влияние на хронобиологические процессы позволит прогнозировать неблагоприятные периоды ИГЦ с целью предотвращения развития дезадаптационных процессов в студенческих коллективах в период экзаменационных сессий.
Цель настоящего исследования заключалась в выяснении влияния индивидуального годичного цикла и типа коронарного поведения на успеваемость студентов лечебного факультета по дисциплине «нормальная физиология».
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследовано 152 студента лечебного факультета Владивостокского Государственного Медицинского Университета в возрасте 18-20 лет в июне 2005 года. Для определения коронарного типа поведения использовался тест Д. Дженкинса в сокращенном варианте (15).
Диагностическое суждение о выраженности поведения типа А принималось на основании итоговой балльной оценки: обследуемые, набравшие от 15 до 30 баллов, были отнесены к типу А; от 31 до 42 баллов - к промежуточному типу (тип АВ); свыше 42 баллов - к типу В. При более детальном анализе возможно выделение 5 групп: А-1 (ярко выраженные черты коронарного поведения: до 25 баллов); А-2 (умеренно выраженные: 26-30 баллов); АВ (31-42 балла); В-3 (слабо выраженные коронарные признаки: 43-47 баллов); В-4 (крайнее отсутствие черт коронарного поведения: 48 и более баллов).
Индивидуальный годичный цикл студента определялся на основе учета числа, месяца рождения и даты сдачи экзамена (1,10).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Влияние типа коронарного поведения на успеваемость. Результаты проведенного обследования показали, что 4,6% студентов относились к типу А1, 42,1% - к коронарному типу А2 и 53,2% - к АВ. Тип коронарного поведения В не выявлен.
Сочетание коронарного поведения типа АВ с оценкой «хорошо» на экзамене отмечено у 47% всех студентов, в то время как количество обследованных, сдавших на «удовлетворительно» и «отлично» в этой группе составляет 25% и 22% соответственно. Самое меньшее число студентов, не справившихся с заданием на экзамене, входящих в группу АВ-типом коронарного поведения составляет 6%.
Второй по численности является группа студентов с А2-типом коронарного поведения - 42,1%, 36% из которых составляют люди, получившие «хорошо», 33% работали на «отлично», а 22% справились с заданием удовлетворительно. Обращает на себя внимание число студентов абсолютно не справившихся с заданием, так как этот показатель является самым высоким среди студентов всех групп и составляет 9%.
Самой малочисленной является группа, состоящая из студентов с А1-типом поведения - 4,6% (9 человек). Установлено, что больше всего человек сдали на «хорошо» -43%, немного меньше - на «удовлетворительно» - 22%, а студентов, получивших «отлично» и «неудовлетворительно» оказалось равное количество - 14% от общего числа.
Подводя итог вышесказанному, следует обобщить данные, для этого разбив всех студентов на две группы, включающих в себя студентов, сдавших экзамены на «хорошо» или «отлично» - первая группа и студентов, справившихся с заданием «удовлетворительно», либо не справившихся совсем - вторая. Обнаруживается, что в первую группу входят 104 человека (68,4%), а во вторую - 48 человек (31,4%).
Согласно полученным данным, высокий процент успешно сдавших отмечается в группе АВ (52% - 25 человек). Следует отметить, как и по количеству успешно справившихся с трудностями, так и по количеству неудачно сдавших экзамен группа АВ занимает промежуточное положение между А1 и А2 типами. Сопоставление данных свидетельствует, что студенты с поведением АВ составляют наиболее многочисленную группу, в то время как лица с типом А1 - самую малочисленную, поэтому среди последних разрыв в числе справившихся и несправившихся с экзаменом незначительный.
Делая вывод, необходимо заметить, что самый высокий средний балл (3,92) принадлежал студентам, имеющим А2-тип коронарного поведения, далее следовали учащиеся, у которых был обнаружен АВ-коронарный тип. Наименьший средний балл и, как следствие, успеваемость, был у обследованных с А1-типом поведения.
Студентам с поведением типа А свойственно стремление к соперничеству, необходимость деятельности, отсутствие времени, постоянное состояние тревоги, нетерпение, боязнь чего-то не успеть, некоторая нервозность. Эти люди не могут отдаваться одному делу целиком, а отдают предпочтение нескольким одновременно, нередко не доводя до конца и одного. Внешне людям с данным типом коронарного поведения свойственны эмоциональность в выражении мыслей, жестикуляция, сопровождение речи активными движениями тела, стремительная походка и резкость движений. Представители А1-типа имеют резко выраженные черты поведения А и считаются более уязвимыми для сердечно-сосудистых заболеваний (5,13).
Лица с коронарным поведением типа В, имеющие слабо выраженные черты эмоциональной напряженности, недостатка времени и др. в ходе исследования выявлены не были.
Обращает на себя внимание то, что среди студентов, участвовавших в обследовании больше всех было выявлено со смешанным типом коронарного поведения АВ, сочетающем в себе как черты типа А, так и черты типа В, а именно: чередуют время отдыха и работы, соизмеряя затраты сил, не перенапрягаются, взявшись за работу, доводят её до конца, делая все постепенно, рассчитывая физические, умственные траты, время не является их постоянным дефицитом, жизнь размерена и идет по плану, а предрасположенность к разного рода недомоганиям со стороны сердечно-сосудистой системы не является явной. Представители данного типа коронарного поведения показали средние результаты по итогам экзаменов, в отличие от студентов с А2-типом коронарного поведения, достигших лучших результатов, что свидетельствует о влиянии типа коронарного поведения на успеваемость. Лица с выявленным типом А1 являются чересчур активными и во время экзамена становятся уязвимыми к эмоциональному стрессу, что мешает максимальной реализации способностей, а представители А2-типа коронарного поведения расходуют силы постепенно, добиваясь максимального результата.
Влияние индивидуального годичного цикла на успеваемость. Среди обследованных большую часть составляли студенты-медики, рожденные в III триместре ИГЦ (30%), немного меньшую - IV и II триместров - 29% и 25% соответственно. Наименьшее число студентов находились в I триместре - 16%.
Наиболее высокие показатели успеваемости у студентов, находящихся в I триместре, несколько меньшие - у лиц во II и IV, и самые низкие - у представителей III триместра. Большинство обследованных, находящихся во II триместре, на экзамене получили высший балл (32%), в то время как остальные студенты имели меньшее количество пятерок. Среди сдавших экзамен на «хорошо» наибольший процент отмечен среди лиц в I и II триместрах ИГЦ (по 42%). Среди студентов, находящихся в I триместре не оказалось не сдавших экзамен, тогда как соотношение между количеством сдавших экзамены «хорошо», «отлично» и «удовлетворительно» было равным - по 33%. Самой многочисленной по количеству обследованных с оценкой «удовлетворительно» является группа лиц, находящихся в III триместре ИГЦ.
Для выявления более четкой закономерности все студенты были разделены на две группы, отличающиеся друг от друга по баллам, полученным на экзамене. Первую группу составили лица с хорошими и отличными результатами, а вторую - с удовлетворительными и неудовлетворительными. Наиболее информативным является то, что студенты, находящиеся в III и IV триместрах ИГЦ, имеют аналогичные показатели успеваемости с небольшим процентом разницы. 29,7% лиц этой группы имели наиболее высокие баллы, в то же время среди них было больше удовлетворительных и неудовлетворительных результатов экзамена. Таким образом, число успешных студентов уравновешивалось теми, кто не справился с заданием на экзамене вообще, поэтому средние баллы в этих группах составили (3,76 - для студентов IV триместра; 3,33 - III триместра). Среди лиц, находящихся в I триместре, число успешно сдавших экзамены явно преобладало над остальными; средний балл в этой группе составлял 4,0. Результаты сдачи экзамена студентами во II триместре были следующими: соотношение между студентами, получившими на экзамене "хорошо", "удовлетворительно" и "отлично" почти 1:1:1, в то время как численность несправившихся с заданием оказалась одной из самых высоких. Тем не менее, студенты, входящие в эту группу имели довольно высокий средний балл - 3,81, что является вторым по величине показателем по успеваемости среди всех четырех групп.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что самыми успешными на экзамене были лица, находящиеся в I триместре, а самыми неуспешными - представители III триместра ИГЦ. Студенты, находящиеся в IV и II триместрах, занимали промежуточное положение по итогам экзамена.
Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее благоприятным период летней сессии является для студентов, находящихся в I триместре ИГЦ, а наименее благоприятным - для лиц III триместра. Студенты, находящиеся в IV и II триместрах ИГЦ по среднему баллу сессии занимают промежуточное положение.
Функциональное состояние организма перед датой рождения значительно отличается от такового после нее. Это положение подтверждается исследованиями поздних этапов эмбрионального и ранних этапов постнатального онтогенеза. Так, в позднем эмбриональной периоде активируется гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система, в результате чего в последние недели перед рождением продукция кортизола возрастает в 10 раз. Показано, что кортизол плода блокирует действие прогестерона, подготавливая плод к родам (4). Гиперсекреция кортизола надпочечниками в течение последних 6 недель беременности создает в организме плода состояние, подобное стрессу. Сам акт родов является стрессом как для матери, так и для плода. При нормальных родах концентрация катехоламинов в плазме плода возрастает в 20 раз. Стресс позднего плодного периода и рождения рассматривается как адаптивное явление (4). В пост-натальном онтогенезе ежегодно повторяются реакции, запечатленные организмом по механизму импринтинга (1,10). Поэтому знание периодов ИГЦ человека позволит подготовиться к наступлению неблагоприятных периодов и предотвратить их негативное воздействие на здоровье.
Полученные данные позволяют прогнозировать результаты сдачи студентами экзаменов на основе типа поведения и индивидуального годичного цикла.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТИПОМ КОРОНАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ГОДИЧНЫМ ЦИКЛОМ И УСПЕВАЕМОСТЬЮ СТУДЕНТОВ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит дотримання нормативних вимог П(С)БО 1 «Загальні вимоги до ф...
Аудит орендованих необоротних активів
Договір на проведення аудиторської перевірки
Поняття ISDN
Модемні протоколи


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 1062 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП